Фамильные Ныхасы как новая форма общественного объединения
Осетинский народ, как и любая этническая общность, подразделяется на группы. Это разделение происходит по территориальному признаку (Северная, Центральная, Южная части Осетии), далее по ущельному разделению: Куртатинское, Алагирское, Дигорское, Ксанское, Кударское и другие ущелья. Жителей этих ареалов отличают особенности диалекта, говоров, наречий, культурных особенностей. Это то, что нас разделяет.
Главным объединяющим моментом, кроме, конечно же, принадлежности к одной национальности, является фамилия. В настоящее время в Осетии насчитывается более 2 500 фамилий, одни из них состоят из десятков тысяч представителей, другие насчитывают не более сотни. Помимо самой фамилии существуют еще и родственные фамилии-æрвадæлтæ. Это фамилии, которые выделились из существующей ранее фамильной общности. Между подобными фамилиями установлены близкие отношения,одно из проявлений этого – запрет на заключение межфамильных браков. В среднем каждая осетинская фамилия имеетдве или три такие родственные фамилии-æрвадæлтæ.Но есть фамилии-æрвадæлтæ, которые в своем объединении включают до десятка фамилий. Например, фамилия Джиоевых/Гиоевых.
Вторая форма этой фамилии – Гиоевы – на юге Осетии не встречается, но считается, что это одна фамилия. Фамильный куывд (праздник) в селении Регах РСО-Алания отмечается совместно. Хотя есть и мнение о том, что это разные фамилии, даже не родственные. Более того, Джиоевы (Джиотæ) относятся к историческому колену Кусæгонтæ, а Гиоевы (Гиотæ) – к колену своего общего предка Хетага. Между тем, очень близкой к фамилии Джиотæ являются Хуыбылтæ (Хубуловы), женщин из рода Джиоевых до сих пор называют Хуыбылон, то есть Хубулова.
В настоящее время набирает силу новая тенденция – создание межфамильных объединения – Фамильных ныхасов. В апреле в г. Владикавказе состоялось расширенное заседание Президиума Международного общественного движения (МОД) «Высший Совет Осетин» с участием председателей фамильных ныхасов, где было принято Положение о фамильном Ныхасе, а также Обращение к населению Осетии с призывом сплочения всех здоровых сил для решения кардинальных задач духовных и нравственных начал, соблюдения и совершенствования осетинских обычаев и традиций, сохранения и развития осетинского языка, улучшения демографической ситуации и т. д.
В работе заседания приняла участие и делегация юго-осетинского отделения «Высший Совет Осетин» в составе: председателя юго-осетинского отделения МОД «Высший Совет Осетин» (ВСО) Гаглойти Р.Х., члена Координационного совета ВСО Битиева К.Г., председателя Комитета по фамильным Ныхасам юго-осетинского отделения ВСО Кочиева А.А., председателя Знаурского районного совета BCO Гатикоева В.Р., председателя Дзауского районного совета Санакоева В.Г.
Высшим органом управления в Осетии всегда было народное собрание – Ныхас. Слово «Ныхас» в переводе с осетинского языка и означает «народное собрание». Осетинский Ныхас – это многоступенчатая система выборных органов самоуправления. На сельском собрании могли присутствовать все мужчины. Преимущественное право голоса имели главы семей. Но на собрании представлять интересы своей семьи мог и юноша, если старшие отсутствовали или одряхлели.
В народных собраниях более высокого уровня участвовали выборные представители. Сельские сходы выдвигали депутатов на общий Ныхас своего родового колена (фыдыфырт). Три общеколенных собрания избирали депутатов в Ныхас гражданской общины. А оттуда посылали депутатскую группу в Верховный Ныхас всего общества. Он назывался Стыр Ныхас – Великое народное собрание.
По договору между обществами мог собраться и Стыр Ныхас всей Осетии, но это происходило редко – в случаях серьезной военной опасности или проведения жизненно важных международных переговоров.
Народное собрание было не только органом управления, но и незаменимой школой нравственности, красноречия, хороших манер, хозяйственного и политического опыта. Ныхас формировал общественное мнение, одобрял или порицал поступки членов общины. Главным правилом действий Ныхаса была полная гласность. Малейшее подозрение в бесчестных делах сразу обнародовалось и строго разбиралось. Открытое обсуждение исключало интриги и сплетни.
Ныхас выполнял функцию межпоколенной трансляции традиционной культуры, молодежь училась нормам народного этикета, приобретала хозяйственно-экологические познания, понимание своей культуры и истории.
В традиционном осетинском сообществе Ныхас играл роль своеобразного народного форума, исполняя определенные социальные функции общественной самоорганизации. В настоящее время изменилась форма организации Ныхас, но содержание и цели остаются прежними – регулирование отношений в общественной сфере неформальными методами. Сегодня в Осетии продолжают существовать различные формы объединений в рамках традиции Ныхас: сельские, районные, дворовые, а также фамильные ныхасы.
Основной целью и задачами фамильного Ныхаса являются: осуществление пропаганды духовных и нравственных начал в жизни фамилии и осетинского народа в целом; влияние на улучшение взаимопонимания среди членов фамилии, работа с молодежью и родителями по воспитанию молодежи в духе патриотизма, любви к Родине, готовности защитить ее в случае опасности; выявление лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими веществами и нарушающих общественный порядок, проведение с ними индивидуальной работы, привлечение родителей и фамильных авторитетов к воспитанию нарушителей; контроль за учебой молодежи, их культурным развитием и нравственным воспитанием; поддержание связи со всеми сородичами, однофамильцами, проживающими в Осетии и за ее пределами.
На севере Осетии Фамильные ныхасы уже давно объединяют представителей осетинских фамилий, но для Южной Осетии это направление еще в стадии утверждения. К настоящему времени, как отметил председатель юго-осетинского отделения МОД «Высший Совет Осетин» Гаглойти Р.Х., на стадии формирования более десятка фамильных объединений. «Организация фамильных ныхасов в Осетии проходит на основе отдельного Положения о фамильном Ныхасе. При этом возникают нестандартные ситуации. Например, несколько фамилий являются родственными-арвадæлтæ, и возникает проблема, какой фамилией именовать фамильное объединение. Так, фамилии Джиоевых, Битиевых, Гассиевых, Магкоевых, Кокоевых соотносятся с коренной фамилией Хубуловых. Возникает дилемма: создавать для каждой фамилии свое объединение или общий фамильный ныхас Хубуловых? – рассказывает Р.Гаглойти.
Кроме того, как отметил Р.Гаглойти проблема и в территориальном нахождении Комитета фамильного ныхаса: в той части Осетии, откуда происходит фамилия или там где проживает наибольшее число ее представителей? И в этом вопросе порой возникают противоречия.
Пока что формирование фамильных ныхасов на юге Осетии не получило такого размаха как на Севере Осетии. Здесь идет скрупулезная работа. В настоящее время представлено намерение только 14 фамилий создать межфамильные объединения: Гаглоевы, Газзаевы, Габараевы, Гатикоевы, Битиевы, Джиоевы, Дудаевы, Догузовы, Козаевы, Кокоевы, Кочиевы (Хъоцытæ), Кочиевы (Коцтæ), Санакоевы и Хубуловы.
Для каждой фамилии, в рамках фамильного ныхаса, создается своеобразный паспорт. В нем указывается списочный состав, дата и место рождения членов объединения, домашний адрес, количество семей, контактные телефоны, фамильное святилище и т.д. Эта работа непростая. В ближайшем номере газеты мы предполагаем интервью с председателем ныхаса фамилии Кочиевых (Хъоцытæ) Алвери Кочиевым по вопросам создания такого общественного объединения.
В Южной Осетии наиболее распространенной является фамилия Джиоевых, после с небольшим отрывом идут Цховребовы и Тедеевы. Меньшим количеством на юге Осетии представлены фамилии Санакоевых, Плиевых, Гаглоевых, Габараевых, остальные фамилии значительно уступают в количественном отношении. Тем не менее, у каждой фамилии по-прежнему существует межфамильная общность, которую и призваны укрепить и развивать фамильные Ныхасы.
Роберт Кулумбегов,
газета «Республика»