Когда аланы праздновали приход Нового года?
Новый год – праздник, который отмечают все народы. Правда, исчисление ведут разные нации по-разному, но это уже религиозно-этнические особенности. Иными словам пока жители многих стран в ночь пьют шампанское, запускают фейерверки и поедают «оливье», где-то за тысячи километров обычный индус или иранец спокойно похрапывает – ведь утром ему предстоит обычный рабочий день. К примеру, пару лет назад в Саудовской Аравии официально запретили праздновать Новый год. Здесь даже существует специальная Религиозная полиция Саудовской Аравии, чьи сотрудники бдительно следят, чтобы в магазинах не продавались товары, которые могут быть приобретены по случаю этого праздника.При этом нередко фиксировались случаи превышения полномочий со стороны этого ведомства, что, в частности, приводило к человеческим жертвам. Дело в том, что Новый год по календарю ОАЭ отмечается в день весеннего равноденствия 21 марта.
В Израиле 1 января также является обычным рабочим днем, если, конечно, он не приходится на субботу. Празднуют же свой Новый год израильтяне осенью – в новолуние месяца по еврейскому календарю (сентябрьили октябрь). И отмечают его 2 дня. Другой пример – Иран. Страна живет по собственному календарю, поэтому в Иране сейчас идет 1393 год. Новый год же здесь празднуется в первый день весны, что соответствует 22 марта григорианского календаря.
Интересная ситуация с Новым годом и в Китае. Здесь вплоть до ХХ века отсчет шел по лунному календарю и Новый год отмечался в первый день первого лунного месяца. Но 27 сентября 1949 года правительство Китайской Народной Республики постановило праздновать приход Нового года 1 января. Тем не менее, китайцы и сегодня по-прежнему не отмечают этот день, не воспринимают его как праздничный, отдавая предпочтение своим истокам, а потому 1 января в Китае проходит достаточно незаметно. Ну а в многокультурной Индии и вовсе завал дат, когда приходит Новый год. Этакие этнические «новогодние праздники по выбору». Это и март месяц, и апрель, и октябрь…
Как ни странно, но не все просто и у осетин. Да, мы долгое время не придерживались в понимании встречи Нового года излишних национальных особенноcтей и с одинаковой радостью принимали Новый год и по новому, и по старому стилю. Но существует еще две даты, расплывшиеся в веках. В последние годы молодежь как на юге, так и на севере, 25 декабря ранним утром разжигают большие костры, произносят здравицы и этот день по одним исчислениям считается началом нового цикла хозяйственного календаря. Понятно, что у данного мнения и подобного исчисления есть свои безусловные доводы. Но, если учитывать, что наши предки в древности жили по лунному календарю, то приход Нового года переносится на весну (19-21 марта) на период равноденствия (как и у многих древних народов), когда по всей Осетии широко отмечается национальный праздник Бæлдæрæнтæ. Обратимся к описанию содержания данного праздника, изложенному в «Осетинской этнографической энциклопедии» (Владикавказ, 2012 г.). Народная память сохранила выражение «бæлдæрæнты куывдтæ», свидетельствующее о масштабах пиршеств, длившихся в древности целую неделю. В день Бæлдæрæнтæ старались быть веселыми, поскольку существовало поверье: как проведешь этот день, такими будут и оставшиеся дни года.
Этот весенний праздник наступает, когда земля просыпается от зимней спячки и под теплом Солнца все приходит в движение. Иными словами зарождение новой жизни. Начала нового. В старину Бæлдæрæнтæ по сути и являлся приходом Нового года. Согласно поверьям осетин, вся природа – лес, деревья, камни, скот все живое сотворены изначально парами и в этот день совокупляются, порождая новую жизнь. Опуская интимное содержание словосочетания, что в старину не табуировалось, отметим, что праздник нес в первую очередь понимание начала новой жизни, пробуждения природы после зимнего застоя и спячки. Это главная основа праздника, который приходился на период равноденствия, когда день и ночь уравнивались в своей продолжительности. Отметим, что этот праздник единственный, у которого нет своего святилища, что говорит о его широком, внетерриториальном восприятии у народа. Только в последнее время, не зная историю и семантику праздника, в честь Бæлдæрæнтæ зачем-то стали строить отдельные святилища, что в корне не верно.
Для полноты картины еще одна ссылка. В «Словаре осетинской мифологии и уклада жизни» (Владикавказ, 2015) прямопишется «Бæлдæрæн наступает, когда земля просыпается от зимней спячки, когда уже не дремлет, а под теплом Солнца все приходит в движение, когда день и ночь обмениваются своими правами и начинает удлиняться день… Ритуалы празднования Бæлдæрæн весьма схожи с ритуалами празднования Нового года. В те времена, когда наши предки Солнце считали жизненным даром, когда поклонялись огню, они встречали приход Нового года, когда солнце одаривало все сущее животворным теплом, когда день становился длиннее ночи». И далее из указанного Словаря: «А те люди, которые указывают, что Бæлдæрæнтæ бывают после Великой Пасхи, ошибаются. Пасха приходится на апрель или на май. А весеннее равноденствие ежегодно приходится на март». То есть на время, когда проходит православный пост. Такая вот сущность и сроки Бæлдæрæнтæ, основанного как раз-таки на древнем Лунном календаре.
И еще одно дополнение в тему. Неслучайно, что такой персонаж осетинского пантеона как Ног Бон (Новый день), отождествляемый с Новым годом, в отличие от других народов, изображался не традиционно пожилым мужичком в виде российского Дед Мороза или западного Санта-Клауса, а воспринимался непосредственно молодым юношей. Поскольку это зарождение новой жизни, всего нового.
Вот такая вот история. При этом все национальные празднества и дзуары-бонтæ, по нашему мнению, надо отсчитывать именно от Бæлдæрæнтæ, а не привязывать для удобства исчисления, как это происходило последние десятилетия, к Пасхе. Это просто неверно по сути. Иными словами, если понимать, что этот праздник, отмечается в марте, когда начинается астрономическая весна и его главный смысл, по сути, подготовка и переход к весенним полевым работам, является аспектом символики циклического возрождения, значит неизбежно и смещение (или возвращения) всего празднично-религиозного цикла нашего народа. Однозначно, у предков осетин Новый год приходит не по принятому стилю – 1 или 13 января. Но в любом случае нашим ученым давно пора определиться с правильным исчислением, и не бояться отойти от традиционного 1 января, если того требуют правила, как не боятся этого делать во многих, в том числе и приведенных выше странах. Поскольку календари менялись в истории человечества не раз, а традиции должны быть незыблемы, ибо прошли века. И если мы надеемся на покровительство высших сил, то стоит, возможно, вернуться к лунному календарю, по которому те или иные дни и несут благость и достаток.
Подготовил А.Кочиев,
газета «Республика»