Восьмое августа стало последним днем в его жизни
В начале лета 2008 года в жизни 19-летнего жителя Цхинвала сотрудника ОМОН Сослана Мальдзигова произошло знаменательное событие – он женился на любимой девушке. Молодожены были счастливы, но вскоре началась война…
В июле месяце обстановка вокруг Южной Осетии резко ухудшилась, силовые структуры республики были переведены на казарменное положение. Сослан редко появлялся дома. Как вспоминает его мать Ляна Маргиева: «Поздно вечером 7 августа Сослан заскочил домой. Он сильно проголодался, но не успел перекусить, как началась сильная стрельба. Сын просил нас укрыться в подвале, а сам на машине друзей помчался в ОМОН».
Ночь Сослан провел в здании ОМОН, а ранним утром, когда только начинало светать его и нескольких бойцов направили на Тбетскую дорогу. Группа омоновцев из третьей оперативной и моторизованной рот, во главе с командиром Мерабом Пухаевым, состояла примерно из 10 человек. Немногочисленный отряд разбился на несколько групп и занял линию обороны на Тбетском переезде.
Утром 8 августа вооруженные формирования минообороны Грузии заняли осетинские села и по Тбетской дороге направились в сторону Цхинвала. Горстка омоновцев постаралась преградить им путь. Ребята мужественно противостояли превосходящим силам противника. Одних только танков, оснащенных активной броней у грузин было не менее 25 единиц, количество пехотинцев составляло не менее 400 человек. У наших ребят был всего один БТР. Они сопротивлялись, как могли, но силы были неравны. На фактически открытом поле негде было даже укрыться. Грузины усилили огонь по позициям ребят из танков и крупнокалиберных орудий. Сослан Мальдзигов получил тяжелые ранения и почти сразу скончался. Кроме него погибли еще трое омоновцев: 20- летний Алан Санакоев, 23-летний Алан Кабисов и 26 -летний Гайоз Биченов. Еще несколько ребят получили ранения. Тяжелое ранение получил Роин Джиоев, он лежал в поле. Его заметили две женщины, которые работали в кафе «Золотой век», расположенного на Тбетском переезде. Женщины караулили свое кафе, оставаясь в ней на ночь. Когда начался штурм Цхинвала, у них не было возможности пойти домой, прятались в кафе. После того, как стрельба немного стихла, подруги оказали раненому первую помощь, затем оставшиеся в живых ребята доставили его в местную больницу.
Сослан Мальдзигов был похоронен в Северной Осетии.
Через две недели после гибели Сослана, от сердечного приступа скончался его дядя 40-летний Леван Маргиев, которого сильно потрясла смерть племянника. Кроме того, в те дни он видел трупы многих людей, погибших страшной смертью, сам отвозил тела в морг. А до августовской войны, в результате теракта в селе Дменис, организованного грузинскими спецслужбами, погиб другой дядя Сослана по отцовской линии, сотрудник правоохранительных органов Севасти Мальдзигов.
Анатолий БАГАЕВ