«Предложения Медведева — половинчатое решение»

Борец с коррупцией Алексей Навальный о своем вкладе в «десять тезисов Медведева».
Президент Медведев неожиданно призвал разрушить госкапитализм, выступив с десятью тезисами на заседании комиссии по модернизации в Магнитогорске. В тезисы вошли едва ли не все чаяния малого и среднего бизнеса последнего времени: от снижения ставки страховых взносов до прежнего уровня, лоббируемого «Деловой Россией», до раскрытия информации для миноритарных акционеров, за что давно и не сказать чтоб безуспешно бьется известный блогер и борец с коррупцией Алексей Навальный. В прессе заявления Медведева тут же окрестили «Программой Медведева-Навального». О своем вкладе в «десять тезисов Медведева» Алексей Навальный рассказал Slon.ru:

— Вчера Медведев фактически повторил ваши предложения. Вы удивились?

— Нет, я не удивился, потому что значительная часть тех мер, которые я предлагал, — это не ноу-хау. Они назрели и перезрели очень давно, и то, что предложил вчера Медведев, — в целом половинчатое решение. Но все же хоть что-то сделано для того, чтобы противостоять тому мраку и ужасу, в котором находится наше корпоративное управление. Я свою программу «6 шагов» для того, чтобы «Газпрому» или «Роснефти» сделать что-то приличное, предложил год назад. Из нее реализовано два или три предложения. Конечно, некоторые очевидные вещи, вроде перехода госкомпаний на UK combined codes, соответствие параметров раскрытия стандартам Нью-Йоркской фондовой биржи, он не предложил, хотя они простые и эффективные.

— Ну, по крайней мере, предложено заменить чиновников на независимых директоров…

— Да. Он сделал ту вещь, которая давно назрела и перезрела, как я уже сказал. Все эти бессмысленные бездельники сидят в советах директоров, хоть они там и не получают денег, но используют хорошие возможности для лоббирования интересов личных бизнесов и бизнесов друзей. Причем целесообразность их нахождения в советах директоров сомнительна, потому что, как показывает практика, эти люди читают материалы советов директоров в машине по дороге на заседание совета. Человек не может быть одновременно хорошим чиновником и хорошим членом совета директоров. Меня никто никогда не убедит, что у Кудрина есть время заниматься проблемами банка ВТБ, у Сечина — проблемами «Роснефти»… Вернее, Сечин занимается проблемами «Роснефти»…

— То есть, Сечина вы сейчас не имеете в виду?

— Нет, я имею в виду, что это замечательный пример: человек должен либо заниматься проблемами отрасли в целом, либо проблемами своей компании и проблемами компании Gunvor. Сечин занимается скорее проблемами Gunvor, чем частными проблемами «Роснефти». Надо выбирать, на каком стуле сидеть.

— Правильно ли я понимаю, что предложения по раскрытию информации для миноритариев не так уж и революционно — вам уже суд говорил, что вы можете получить информацию, но только касающуюся материнской компании.

— То, что он заявил по раскрытию информации для миноритарных акционеров — это вещь расплывчатая. Потому что уже сейчас есть решение президиума ВАС и решение Конституционного суда, оно не в полной мере нас удовлетворяет, потому что информация, касающаяся «дочек» и «внучек», по-прежнему закрыта. А нарушения идут как раз по линии «дочек» и «внучек». Суды сказали, что этот вопрос должен быть законодательно урегулирован, я надеюсь, что слова Медведева приведут к тому, что будет дополнительное законодательное регулирование, которое пропишет возможность миноритарным акционерам получать информацию от «дочек» и «внучек».

— Так, может, вы посоветуете Медведеву это сделать?

— Мы посмотрим, как это истолкуют в правительстве. Насколько я понял, значительная часть инициатив Медведева была неожиданна для Минэкономразвития. Я думаю, что мы увидим, насколько слова Медведева не болтовня, а реальное дело, когда будет внедряться инициатива по выносу из советов директоров всех чиновников. На ближайшие общие собрания акционеров кандидатуры уже утверждены, для того, чтобы изменить это, нужно проводить внеочередные собрания. Провести их несложно и недорого. Но это замечательная отговорка для чиновников, которые скажут: «ну нет, давайте не будем проводить». И тогда все придется отложить на полтора года. Согласится с этим Медведев или нет? Если согласится, и Сечин с Кудриным будут заседать еще полтора года, значит все, о чем он говорит, — фейк. И никогда не будет применено.

— Мне кажется, что предположение о выносе Сечина из «Роснефти» в принципе фейковое…

— Дворкович об этом сказал, Медведев сказал. То, что это нужно сделать, очевидно всем. Как он может руководить в ручном режиме гигантского размера компанией и одновременно быть вице-премьером и сидеть на бесконечных совещаниях? Что-то одно он делает явно плохо. В условиях российской политики это звучит дико, но с точки зрения элементарной логики это должно случиться.

— А как вы относитесь к тому, что в прессе предложения Медведева уже окрестили «предложениями Медведева-Навального»? Не смущает вас такое соседство?

— Мне немного лестно. Надо понимать, что в моих предложениях никакой революционности не было, все это придумано за миллион лет до меня. И до Медведева. Я, скорее, оцениваю такие публикации как поддержку «добрым монстрам корпоративного управления», вместе со мной разработавшим программу практических мер, которую можно применить прямо сейчас. Это говорит о том, что люди, которые мне советуют, советуют достаточно эффективно и предлагают правильные вещи. Мне приятно.

— У вас был какой-то контакт с администрацией президента?

— Нет, никакого контакта не было. Я свои предложения выработал в рамках неформального экспертного совета, состоящего из людей, продвинутых в корпоративном управлении. Я публично озвучил эти предложения ко всем людям доброй воли, но никаких контактов я никогда не имел.

— Публично — вы имеете в виду, в блоге?

— Да. И в программе [ректора Российской экономической школы Сергея] Гуриева на «Эхе Москвы». То, что они слышали про мои предложения, нет никакого сомнения. Но подобные мысли высказывает достаточно большое количество людей, потому что они очевидны.

— В чем-то еще вы видите свое авторство в этой программе?

— Можно ли говорить, что идея выноса чиновников из совета директоров моего авторства? Наверное, нет. Про это много людей говорили. Одно из предложений Медведева по улучшению инвестиционного климата было по формированию системы формальных ответов на резонансные дела. Прокуратура должна будет реагировать даже на сообщение в блоге и в этом же блоге размещать информацию. Это прямое следствие даже не моей деятельности, а деятельности блогосферы в России. То, что сейчас очень условно называется «метод Навального», — заваливать прокуратуру тысячами жалоб — тоже сыграло в этом деле значительную роль. Я думаю, что постоянное нахождение в топе «Яндекса» постов о коррупции и махинациях подтолкнуло Медведева к тому, чтобы выступить с этим заявлением.
Slon.ru