Кавказский туристический кластер прирос Ингушетией и Дагестаном

Правительство приняло решение о расширении туристического кластера на Кавказе фактически вдвое, объем госфинансирования остался прежним. Новые территории — Дагестан и Ингушетия уже имеют якорных инвесторов в лице ОАО «Нафта-Москва» и ООО «Группа «Акрополь».
Северокавказский туристический кластер расширится за счет Ингушетии: особая экономическая зона будет организована на территориях Джейрахского и Сунженского районов. К нему примкнет и Каспийское побережье Дагестана: ОЭЗ в республике, ранее ограниченная Хунзахским районом, увеличится за счет Дербентского, Карабудахкентского, Каякентского и Магарамкентского районов. Кроме того, в кластер войдут земли Карачаево-Черкесии (к ОЭЗ помимо Зеленчукского района присоединят Урупский), а ОЭЗ в Кабардино-Балкарии прирастет еще одним районом — Зольским (ранее в нем были Черекский, Чегемский и Эльбрусский районы).
Министерству экономического развития поручено заключить с регионами и муниципалитетами соответствующие допсоглашения о создании ОЭЗ.
Формирование особых экономических зон туристско-рекреационного типа на юге России идет под управлением ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК). Документ предусматривал создание на юге России до 2020 года шести туристско-рекреационных ОЭЗ, включающих пять новых горнолыжных курортов мирового класса — Лагонаки (Краснодарский край и Адыгея), Архыз (Карачаево-Черкесия), Эльбрус-Безенги (Кабардино-Балкария), Мамисон (Северная Осетия — Алания) и Матлас (Дагестан).
Расширение кластера обусловлено хорошими перспективами проекта, считает председатель совета директоров ОАО «КСК» Ахмед Билалов. «Уже за первый год работы по проекту объем привлеченных частных инвестиций в разы превзошел запланированный масштаб государственных вложений, — заявил он. — Предложенные государством условия оказались привлекательными».
Внимание к Кавказу со стороны руководства России не будет ослабевать, уверен г-н Билалов. «Однако очевидно, что меняется сам подход к вложениям в регионы: государство будет не просто давать деньги, а поддерживать именно проекты развития, — уточняет он. — Масштаб туристического кластера увеличился практически в два раза, при том что объем государственного финансирования остается прежним».
С включением Каспийского побережья Дагестана туркластер станет круглогодичным и сможет предложить все виды отдыха, от горнолыжного до пляжного. «Каспийское побережье обладает уникальным туристическим потенциалом, и его освоение станет для российских туристов хорошей альтернативой отдыху в Тунисе или Египте», — надеется г-н Билалов. По предварительным оценкам, туристический поток на летние и зимние курорты Дагестана к 2025 году может достичь нескольких миллионов человек в год, а развитие туризма позволит создать в республике несколько десятков тысяч рабочих мест в туристическом секторе и смежных отраслях.
«Ингушетия тоже абсолютно гармонично впишется в проект: здесь получится лыжный курорт мирового уровня, с десятками километров трасс, с отелями на любой вкус и кошелек, в очень красивом месте, — продолжает г-н Билалов. — Регион изобилует историко-архитектурными и археологическими памятниками: здесь сотни языческих и христианских культовых сооружений, некрополей, башенных комплексов и замков, что повышает его привлекательность для туристов». В Ингушетии планируется создать два курортных комплекса: Цори — на хребте Цорейлам (Сунженский и Джейрахский районы) и Армхи — на хребте Скалистый (Джейрахский район).
Дагестан и Ингушетия уже имеют якорных инвесторов — ОАО «Нафта-Москва» и ООО «Группа «Акрополь», которые готовы вкладывать собственные средства в строительство объектов курортной инфраструктуры, утверждает г-н Билалов. Включение в курортную зону дополнительных территорий в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках позволит увеличить протяженность горнолыжных трасс и расширить рекреационные площади.
РБК