Политологи Нагорного Карабаха не ожидают прорыва от встречи президентов России, Армении и Азербайджана

От предстоящей встречи президентов России, Армении и Азербайджана в Сочи по вопросу урегулирования нагорно-карабахского конфликта не стоит ожидать прорывов, эти переговоры не будут иметь ощутимого влияния на ход выборов в Армении и РФ, однако не исключена их связь с напряженностью на Ближнем Востоке, считают политологи Нагорного Карабаха.
Как сообщал «Кавказский узел», новая трехсторонняя встреча президентов России, Армении и Азербайджана по вопросу урегулирования нагорно-карабахского конфликта состоится 23-24 января. Местом встречи Дмитрия Медведева, Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева станет Сочи.
Канян: переговоры по Карабаху априори провальны
Проживающий в Карвчарском районе Нагорного Карабаха общественный деятель, политолог Александр Кананян считает, что «переговоры по карабахскому конфликту, основанные на Мадридской схеме урегулирования априори провальные».
«Армянское, равно как и азербайджанское руководство, совершенно не готово признать прагматическую схему урегулирования, которая возможна только в силу закрепления и признания сложившихся военно-политических реалий. Соответственно, нынешние переговоры, проходящие в доминантных рамках анахронических Мадридских принципов изначально бессмысленны и бесплодны», — заявил Кананян корреспонденту «Кавказского узла».
Также он уверен, что «любой президент Армении, который совершит посягательство на подписание Мадридских принципов, и тем более преступное поползновение на их реализацию, будет лишен власти в считанные часы, бескомпромиссно и жестоко наказан прямой народной демократией».
Переговоры, проходящие в доминантных рамках анахронических Мадридских принципов изначально бессмысленны и бесплодны
Кананян выразил мнение, что встреча президентов в Сочи, не будет иметь ощутимого влияния «на ход выборов в Армении и тем более в РФ». «Предвыборные кампании, как правило, сопровождаются ужесточением позиций — каждый из президентов будет играть на патриотизме. Потому я не думаю, что предвыборное время — наиболее удобный случай для непопулярных, а с точки зрения национальной безопасности Армении, пораженческих и капитулянтских принципов или договоров», — заявил он.
При этом политолог отметил, что «не следует гадать, какие именно непосредственные причины или цели побудили Медведева еще раз попытать счастье прослыть миротворцем или «творцом» успеха карабахского урегулирования».
В то же время, на вопрос есть ли связь между возрастанием напряженности вокруг Ирана и возобновлением переговорного процесса, Кананян заявил что «такое предположение звучит правдоподобно». «Быть может, действительно, российское руководство под видом встречи противоборствующих сторон желает дать им «инструктаж» в виду возможных военно-политических катаклизмов в иранском направлении», — сказал политолог Александр Кананян.
Бабаян: боевые действия во всем регионе не выгодны никому
Руководитель пресс-службы президента Нагорного Карабаха, политолог Давид Бабаян также считает, что не стоит ожидать каких-либо прорывов от этой встречи. «Но встреча в Сочи важна в том плане, что основной темой переговоров будет поддержание мира и стабильности в регионе и недопущения возобновления военных действий. В этом заинтересована российская сторона и все посредники», — заметил он.
При этом Бабаян отметил, что встреча президентов в Сочи никак не связана с предстоящими выборами в России и Армении. «Хотя обострение конфликта между Нагорным Карабахом и Азербайджаном приведет к весьма непредсказуемым последствиям с вовлечением других сторон, а это не выгодно никому. Конечно, это будет воздействовать не только на внутриполитическую ситуацию в стране, но и на ситуацию в глобальном масштабе. Поэтому, в данном контексте встреча президентов носит, скорее всего, глобальный характер, нежели внутриполитический», — считает он.
Обострение ситуации вокруг Ирана и Ближнего Востока в целом отодвигает на второй план урегулирование нагорно-карабахского конфликта
По мнению Бабаяна, возобновление переговорного процесса можно связать с возрастанием напряженности вокруг Ирана. «Те события, которые разворачиваются вокруг Ирана, конечно, воздействуют и на наш регион, — заметил он. — В наших жизненно важных интересах, чтобы отношения между Ираном и Западом были решены мирным путем. Мы пристально следим и не хотим, чтоб иранский вопрос стал основой нового витка противостояния в регионе».
«Иран — очень крупная страна, и любое силовое решение этого вопроса будет иметь глобальные последствия, — заявил Давид Бабаян. — С другой стороны, обострение ситуации вокруг Ирана и Ближнего Востока в целом отодвигает на второй план урегулирование нагорно-карабахского конфликта, потому что главный театр международной геополитики сконцентрирован на Ближнем Востоке. И в данном контексте важно поддержание мира и стабильности на Южном Кавказе, потому что регионы Ближнего Востока и Кавказа соприкасаются. А крупномасштабные боевые действия во всем регионе не выгодны никому».
Ханумян: трехсторонние переговоры — имитация урегулирования
Руководитель карабахской неправительственной организации «Европейское движение Арцаха», эксперт по международным отношениям Айк Ханумян считает, что «встречи президентов не предполагают решение карабахского вопроса».
«Эти встречи организовываются для того, чтобы создать имитацию урегулирования. Ни одна из сторон не имеет потенциала, чтобы дать полноценное решение проблеме на уровне президентских встреч, следовательно, настало время думать об иных форматах урегулирования», — уверен он.
Ни одна из сторон не имеет потенциала, чтобы дать полноценное решение проблеме на уровне президентских встреч. Настало время думать об иных форматах урегулирования
Ханумян считает, что «в последние годы посредники в вопросе урегулирования карабахского конфликта также ничего не могут предложить кроме имитации, так как их задача заключается именно в этом, а предлагаемыми с их стороны формулами решение карабахского вопроса невозможно».
При этом эксперт не связывает встречу президентов в Сочи с предстоящими выборами и считает, что эти переговоры не могут никак влиять на предвыборную ситуацию в странах.
Также Ханумян заметил, что «обострение ситуации вокруг Ирана и Ближнего Востока, безусловно, вызывает озабоченность у стран региона, но это тоже не может дать новые импульсы в урегулировании карабахского вопроса». «Новые импульсы скрыты в другом месте, в частности, в инициативе международного признания Арцаха (Карабаха) армянской стороной, чего, к сожалению, у нас нет», — заявил эксперт по международным отношениям Айк Ханумян.
Напомним, что в 2011 году трехсторонние встречи в рамках урегулирования карабахского конфликта состоялись 5 марта в Сочи и 24 июня в Казани. Значимого прогресса в ходе этих переговоров достигнуто не было.
В настоящее время процесс урегулирования карабахского конфликта происходит на основе «Мадридских принципов», выдвинутых сопредседателями МГ ОБСЕ в 2007 году в Мадриде и обновленных в 2009 году. «Мадридские принципы» активно критиковались обществами всех участников конфликта Арменией, Азербайджаном и самим Нагорным Карабахом.
Азербайджан принимает «Мадридские принципы» с оговоркой о том, что Нагорный Карабах может быть только в составе Азербайджана, пусть даже и с самой широкой автономией. Армения также признает основы «Мадридских принципов», но с противоположным условием: Нагорный Карабах ни в коем случае не может быть в составе Азербайджана.
Кавказский узел