На процессе по делу о нападении на Нальчик показания дал подсудимый Аслан Кучменов

На процессе по делу о нападении на Нальчик сегодня показания дал второй из братьев Кучменовых, Аслан. Подсудимый отказался от своих показаний, данных в ходе предварительного следствия, и заявил, что признает себя виновным лишь в одном эпизоде.
Напомним, в настоящее время идет суд по делу о нападении на Нальчик, на скамье подсудимых находятся 57 человек. Большинство подсудимых свою вину не признает.
«Аслан Кучменов отказался отвечать на вопросы обвинения»
Аслан Кучменов в ходе сегодняшнего заседания рассказал практически то же самое, что и его брат Руслан в ходе заседания 17 сентября. Суть показаний Аслана Кучменова сводилась к тому, что он, как и его старший брат, изначально не был в курсе того, что готовится вооруженное нападение на правоохранительные органы.
В частности, подсудимый утверждает, что был втянут в это дело своими односельчанами Асланом Жириковым и Замиром Заловым, которые в «шалушкинском джамаате» (в селе Шалушка Кабардино-Балкарии. — Прим. «Кавказского узла») считались лидерами.
Дав показания, Аслан Кучменов заявил, что отказывается отвечать на вопросы обвинения и готов ответить только на вопросы защиты и подсудимых.
Адвокат Марина Ахметова задала ему ряд вопросов. Например, знал ли подсудимый о планах по нападению, давал ли он согласие на участие в мятеже, было ли ему известно о готовящемся преступлении, является ли он сторонником радикального ислама, использовал ли он оружие в ходе нападения. На все эти и другие вопросы подсудимый ответил «нет».
Судья спросила, известно ли подсудимому о предъявленном ему обвинении, и считает ли он себя виновным. На это Аслан Кучменов ответил, что считает себя виновным лишь в том, что снимал в магазине «Охотник плюс» со стендов оружие.
Аслан Кучменов утверждает, что в ходе предварительного следствия он оговорил себя, своего брата и подсудимого Бапинаева, рассказав, что о нападении они знали заранее, и что он убил милиционера (Тимура Шомахова, — прим. «Кавказского узла»), а также о том, что участвовал в закладке схронов.
«В «шалушкинском джамаате» периодически речь заходила о джихаде»
В ходе судебного заседания подсудимый отказался от этой части своих показаний. В связи с тем, что подсудимый отказался отвечать на вопросы обвинения, последним было заявлено ходатайство об оглашении показаний Аслана Кучменова на предварительном следствии.
В них говорилось о том, что в «шалушкинском джамаате» периодически речь заходила о джихаде.
Накануне нападения на Нальчик к братьям приехали Бапинаев, братья Жириковы и раздали им оружие. При этом Бапинаев показал, как обращаться с оружием, говорилось в ранних показаниях Аслана Кучменова.
Как следует из показаний, затем в расположенную в районе «Дубки» квартиру приехал человек из «чегемского джамаата» и сказал, что будет произведено нападение многочисленными вооруженными группами на правоохранительные органы Нальчика. Целью нападения являлось «завладение информацией, которая есть в правоохранительных органах, а также завладение оружием», говорится в показаниях Кучменова, данных в ходе предварительного следствия.
Неизвестный человек также сказал, что члены группы должны будут перекрыть въезд в город со стороны Баксана, и что лучше это сделать большегрузными машинами. Он посоветовал повязать на руки яркие оранжевые повязки, «чтобы не перестрелять друг друга», утверждал ранее Кучменов.
«Показания были даны под физическим и моральным давлением»
В ранних показаниях Кучменова также говорилось, что в магазине был убит «охранник» (это был директор магазина. — Прим. «Кавказского узла»), и что его убил либо Жириков, либо Бапинаев, так как в момент убийства только они находились в коридоре магазина.
Оба брата участвовали в перестрелке, а лично он, Аслан, увидел, как после его выстрела один из сотрудников «схватился за плечо», отмечалось в ранних показаниях подсудимого.
В ходе судебного заседания подсудимый отказался от этих показаний. Он заявил, что они были даны под физическим и моральным давлением.
Подсудимый утверждал, что его допрашивали не менее «ста раз», что его били и пытали, и он слышал, как избивали его брата. По его словам, он также был свидетелем того, как били Расула Кудаева, которого следователи и оперативники называли «маленьким Муком».
Сегодня на заседании суда также обсуждалось продление меры пресечения. Обвинение ходатайствовало о продлении меры пресечения в виде содержания под стражей еще на три месяца всем подсудимым. Свое решение суд по данному вопросу огласит 20 сентября.
«Кавказский узел» пока не располагает комментариями следственных органов относительно заявлений подсудимого Аслана Кучменова о давлении на него в ходе предварительного следствия.
Примечание редакции: см. также новости «В Кабардино-Балкарии в комиссию по адаптации боевиков обратились 38 человек», «Из-за болезни обвиняемого в нападении на Нальчик суд выделил его дело в отдельное производство», «МВД: у жителя Кабардино-Балкарии обнаружено самодельное взрывное устройство», «На суде по делу о нападении на Нальчик адвокат заявила о выходе из процесса», «В Кабардино-Балкарии прошел митинг в память о погибших в результате нападения на Нальчик».
«Кавказский узел»