«Гергиевым движет неуемная жажда власти»

Художественным руководителем Мариинского театра Валерием Гергиевым, предложившим объединить три учреждения культуры на базе Мариинки, руководит неуемная жажда власти. Об этом, как передает корреспондент ИА REGNUM сегодня, 20 сентября, заявил профессор Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой Адоль Хамзин.
В Петербурге сегодня прошла пресс-конференция, посвященная обсуждению идеи Валерия Гергиева о создании «Национального центра академического театрального и хореографического искусства при президенте Российской Федерации» на базе Мариинского театра. В центр должны войти Петербургская консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова, Академия Русского балета имени А.Я.Вагановой и Российский институт истории искусств.
Пресс-конференция проходила параллельно экспертному обсуждению проблемы в Москве. На этот совет уехал ректор Петербургской консерватории Михаил Гантварг, поэтому он не смог присутствовать на встрече с журналистами, однако раньше он уже высказался резко против слияния учреждений культуры.
Адоль Хамзин предложил взглянуть в «корень проблемы». «Если нужно улучшить работу Академии Русского балета, консерватории, значит, этим надо заниматься. Значит, должен найтись тот руководитель, который разбирается и в музыке, и в балете, и в театре. Как может человек руководить такой махиной, когда он руководит двумя театрами, концертным залом, находится за рубежом, так как у него договоры с театрами Европы?», — спросил Адоль Хамзин, имея в виду Валерия Гергиева. Профессор заявил, что суммарно за год маэстро находится в Санкт-Петербурге полтора-два месяца. «Значит, на его место придут заместители. Так зачем заменять тех, кто уже есть, кто знаком со спецификой работы? Значит, Гергиевым движет неуемная жажда власти», — заявил Хамзин. Он предложил Гергиеву отказаться от филармонии в Лондоне, в других городах, если он хочет работать в Петербурге.
Не видят смысла в объединении учреждений ни ректор балетной академии Вера Дорофеева, ни экс-директор Зубовского института истории и искусств Татьяна Клявина. Последняя заявила, что видела документы, которые подготовили и внесли в правительство на предмет объединения. Основное, на что опирались сторонники объединения, по ее словам, — это необходимость улучшения подготовки кадров, нерегулярное финансирование, провал ведомственного образования, необходимость восстанавливать исторические традиции. Обоснование на четырех страницах ее не устроило.
«Вы же понимаете, что не Гергиев готовил эти бумаги, и есть некие силы, которые это все делают, эти люди пока не выходят из тени. В бумагах нет содержательного обоснования объединения». Татьяна Клявина уверена, что пока только вброшена идея, у которой нет ни экономического, ни политического, ни культурологического обоснования, и поэтому обсуждать ее бессмысленно, поскольку обсуждать можно готовую реформу.
«Реального содержания пока нет, обсуждается пока желание», — подытожила Татьяна Клявина. Ее больше насторожило предложение освободить центр от законодательно закрепленных процедур, связанных с госзакупками. «Закон о госзакупках дает публичность, а получается, что все будет делаться в закрытом режиме. В свете этого заявления, споры о зданиях смотрятся по-другому», — заявила Татьяна Клявина. Вера Дорофеева добавила, что в случае создания единой структуры, ее «в этом объединении не будет».
Против «создания культурного комбината» высказался и писатель, Почетный гражданин Санкт-Петербурга Даниил Гранин, который не смог присутствовать на встрече, однако передал свое мнение.
Напомним, сегодня Министерством культуры РФ будет оглашена экспертная оценка по вопросу объединения учреждений. В августе Валерий Гергиев направил Владимиру Путину просьбу создать Национальный центр искусств, который, по мнению Гергиева, стал бы «не только продолжателем исторических традиций Дирекции Императорских театров, но и эффективным центром инноваций в российском искусстве».
Сейчас Гергиев, который может возглавить объединение, — художественный руководитель и директор Мариинского театра, главный дирижер Лондонского симфонического оркестра, руководитель Национального молодежного оркестра США, председатель Всероссийского хорового общества, создатель и художественный руководитель международных музыкальных фестивалей, декан факультета искусств СПбГУ. Маэстро сотрудничает со Всемирным оркестром, оркестром Шведского радио, Венским и Берлинским филармоническими и Лондонским симфоническим оркестрами.
Ранее руководство Академии Русского балета, Института искусств и Петербургской консерватории уже выступало против предложения об объединении. Сотрудники консерватории опасаются, что слияние с Мариинским театром грозит фактическим исчезновением учебного заведения и прерыванием традиций отечественного музыкального образования.
18 сентября в консерватории состоялось заседание ученого совета, члены которого единогласно высказались против проекта присоединения к Мариинскому театру. Сотрудники Российского института истории искусств уверены, что новая инициатива о «слиянии» является результатом политики, проводимой Минкультуры.
Документ: http://www.regnum.ru/news/1710337.html