Дорогами Алании

26 ноября в Северо-Осетинском Государственном Университете им. К.Л. Хетагурова состоялась конференция «Via Alanica», посвященная скифо-аланскому наследию. Мероприятие было направлено на возрождение уникального проекта, начатого еще 20 лет назад Солтанбеком Таболовым, и организовано усилиями депутата парламента Республики, дочери осетинского исследователя Тамары Таболовой. Несмотря на крайне неблагоприятную обстановку, связанную с распадом СССР, двадцать лет назад удалось собрать уникальные материалы и установить контакты с рядом исследовательских и научных центров Европы. Как продолжение проекта были запланированы экспедиции на Восток — в страны Азии, где также пролегал путь древних алан. В будущем к работе планируется привлечь и ЮНЕСКО, под чьей эгидой история аланской культуры, в том числе ее рудименты в современных европейских обществах может предстать в новом свете (переговоры с этой организацией уже велись). Роль осетин как прямых потомков этого индоевропейского народа может быть довольно ощутима и полезна самим европейцам для осознания своих корней и идентичности.
С приветственными обращениями на конференции выступили председатель Парламента РСО-А Алексей Мачнев, отметивший её имиджевое значение для Республики. Архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима указал на скорую дату мирового значения — 1100 лет крещения Алании; член попечительского совета Российского Совета по Международным Делам Александр Дзасохов провел прямую связь между наследием аланов и построением Евразийского Союза.
На конференцию планировался приезд профессора Флорентийского университета Франко Кардини с докладом «Аланский вклад в традиции средневекового рыцарства». Кардини известен тем, что фундаментально обосновал ведущую роль алан в формировании института рыцарства в Европе. Именно аланы, появившиеся на этой западном полуострове Евразии от Британии до Испании, и трансформировали западноевропейскую правящую элиту, став ее ведущим ядром. Его земляк — довольно известный в России журналист Джульетто Кьеза, выступая на конференции во Владикавказе, отметил вклад аланской культуры в европейскую цивилизацию, заметив, что в ЕС люди уже не помнят о своих корнях, в то время как Россия и Алания представляют прекрасный и удивительный пример сохранения самобытности, где основы культуры и традиции передаются из поколения в поколение.
В столицу Северной Осетии прибыли и непосредственные участники европейской экспедиции, состоявшейся в 1993 г. Среди них — Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Южная Осетия Дмитрий Медоев и директор Будапештского исторического музея-крепости Ласло Шелмеци, выступивший с темой «аланы в Венгрии».
Первый Президент Южной Осетии Людвиг Чибиров также поделился воспоминаниями об экспедиции, организованной Солтанбеком Таболовым. В своем выступлении он также коснулся французской географии — как были получены сведения о фондах различных французских музеев, где хранятся образцы коллекции кобанской бронзы, а также научные изыскания Жоржа Демюзиля и его школы. Предположение одного венгерского исследователя, процитированное Чибировым, о том, что «половина французов — аланы», на поверку может оказаться не таким уж экстравагантным. Действительно, французское имя Ален — это гальско-романизированное «алан». А известный французский интеллектуал Ален де Бенуа, как-то рассказывал, что его назвали именно в честь аланов. По сведениям директора музея Сен-Жермен в Нормандии профессора Христиана Пиле, также упоминавшимся в докладе Чибирова, в этом регионе находили предметы, имеющие аланское происхождение, датируемые еще V веком, а сама крепость, на территории которой находится музей, вероятно, имеет сарматско-аланское происхождение.
Директор Северо-Осетинского Института гуманитарных исследований Влажикавказского научного центра РАН и РСО-Алания Залина Канукова также коснулась истории и результатов проекта «Via Alanica», начатого Таболовым. На видео были задокументированы результаты поездки в Украину, Венгрию и Францию. В Киеве изучена коллекция скифского золота, в различных городах Венгрии достигнута договоренность о научном сотрудничестве и проведении совместных экспедиций, в Париже прошли встречи с представителями различных ведомств и организаций.
Среди венгерских делегатов также привлек свое внимание доклад директора ясского музея г. Ясберень Бато Эдит, посвященный традиционной культуре венгерских ясов. Ясы — это также потомки аланов, которые поселились на территории нынешних Венгрии и Румынии. Считается, что дигорцы в Северной Осетии — их ближайшие родственники. Демонстрация слайдов археологических находок и традиционной одежды венгерских ясов показала значительное сходство с одеждой жителей Северного Кавказа.
Венгерские ясы тщательно оберегают свои традиции. Хотя после Первой мировой войны ясская традиционная одежда полностью исчезла из обихода, в 1970-х гг. она снова вернулась к употреблению. С 1995 г. каждый год ясские муниципалитеты организуют всемирную встречу ясов в разных поселениях, что является демонстрацией единства этого этноса. По словам Бато Эдит, сейчас заметно беспрецедентное возрождение старых костюмов ясов и их включение в современную жизнь, что показывает сохранение самосознания этого народа в XIX веке.
Представители Москвы также представили ряд докладов. Если выступление заведующего Отделом искусства и археологии Античного мира Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Владимира Толстикова было узко специализированным и посвящено сарматскому периоду в истории Боспорского царства, то профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Дугин сумел соединить теоретические аспекты идентичности, семиотики и этимологии с практическим предложением — создать Центр исследований индо-европейских народов, где осетинские ученые играли бы ведущую роль.
Местные ученые выступили по широким темам, связанных с культурными особенностями алано-осетинских традиций. Заведующий отделом традиционной культуры и фольклора Института истории и археологии РС-Алания Тамерлан Салбиев посвятил доклад аланскому культу меча в свете религиозной традиции осетин, а также взаимосвязи христианского культа мучеников с осетинской мифологией и преданиями, которые еще живы в горах Северного Кавказа. Другие докладчики рассказали об образе Нарта Батраза, ритуальных текстах посвящения коня и затронули проблему нынешнего кризиса государственности и национальной элиты.
По итогам работы мероприятия была принята резолюция, содержащая далеко идущие перспективы.
В частности, было заявлено о необходимости, создания Координационного комитет проекта «Via Alanica», основными задачами которого станет координация сотрудничества ученых России и других стран. Участники конференции предложили разместить офис комитета во Владикавказе, снабдив его соответствующими техническими возможностями. Кроме того в рамках проекта «Via Alanica» необходимо формировать комплексные исследовательские программы с целью объединения ученых разных стран, занимающихся изучением аланской историей, языка, культуры. Целесообразно также создать электронный центр-библиотеку с максимально поной концентрацией материалов по алановедению. Также было предложено организовать научные экспедиции и полевые исследования по аланской тематике в странах Европы и Азии с учреждением периодического и электронного издания «Via Alanica» и периодическим проведением международных конференций по алановедению.
Состоявшаяся 26 ноября конференция стала первой в серии планируемых мероприятий по алановедению. Запросы о поддержке для проведения будущих научных форумов будут направлены в органы власти РСО-А и Южной Осетии.
Отметим, что включение в проект ученых-индоевропеистов из стран Европы поможет оживить это направление в науке. После Жоржа Дюмезиля, Мирча Элиаде и еще нескольких видных деятелей мирового значения, индоевропеистика в широком смысле (а не только лингвистика) явно нуждается в возрождении. Комплексное изучение Осетии и осетин как носителей глубин сакрального и хранители древнейших индоевропейских традиций могло бы иметь важное значение для российского и европейского кавказоведения. И, возможно, работа в этом направлении приведет к революционным открытиям в области морфологии социума, анализа мифологических комплексов, связанных с властными отношениями, а также этногенеза народов Европы и Азии.
http://www.kavkazoved.info/news/2013/12/07/dorogami-alanii.html