Умерший в СИЗО Черкесска Артур Айдинов подвергался пыткам, заявляет его адвокат

Подследственный Артур Айдинов, в отношении которого судом была избрана мера пресечения в виде ареста на два месяца, скончался в СИЗО №1 Черкесска при невыясненных обстоятельствах. Айдинов после задержания подвергся пыткам в отделении полиции, утверждают родственники погибшего и его адвокат.
22-летний Артур Айдинов умер в СИЗО Черкесска 24 января. Он содержался там по обвинению в вымогательстве денег у сотрудника полиции.
СКР: Айдинов отравился неустановленным веществом
Расследование обстоятельств смерти подследственного находится в ведении отдела следственного управления СКР России по Черкесску, сообщил корреспонденту «Кавказского узла» представитель СКР.
«Было отравление неустановленным веществом, которое отправлено на экспертизу, материалы пока не поступили», — заявил корреспонденту «Кавказского узла» руководитель пресс-службы СУ СКР по Карачаево-Черкесии Сергей Шуваев.
В свою очередь адвокаты Артура Айдинова обратились с жалобой на имя министра внутренних дел РФ Владимира Колокольцева, руководителя Следственного комитета России Александра Бастрыкина, уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина в МВД по КЧР и в СУ СКР России по КЧР.
В своей жалобе адвокаты требует установить и привлечь к ответственности виновных в применении пыток по отношению к Артуру Айдинову, а также наказать виновных за преступную халатность, повлекшую смерть подследственного.
Дед Айдинова: сотрудник УБОП заявил, что наши жалобы не помогут
Артур Айдинов был задержан 22 ноября 2013 года, утверждает дед погибшего Сослан Ортабаев.
По словам Ортабаева, его внук находился рядом с ним в тот момент, когда дом окружили десятки людей в масках.
«В тот день внук был у меня, мы вместе пришли домой с работы. Перед домом обратили внимание на серебристую «Приору» с дагестанскими номерами. Он себя неважно чувствовал, вышел на улицу, присел покурить. Из этой машины вышел человек, направился в сторону подъезда, и когда зашел за спину Артура, набросил ему на шею удавку и начал душить», — рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Сослан Ортобаев.
Очевидцы инцидента вызвали полицию, утверждает родственник Артура Айдинова.
«Весь дом наш кричал: «Убивают!», вызвали полицию, но начальник нашего отделения развернул патрульную машину, и они не стали вмешиваться. В это время второй человек выбежал из машины и начал бить Артура по лицу. Вместе они схватили его и забросили в багажник и когда заводили машину, он ногой выбил багажник, выскочил из автомобиля, забежал домой, истекая кровью, на шее у него были следы от удавки», — утверждает Ортобаев.
В задержании участвовал сотрудник УБОП, заявил родственник Айдинова.
«Один из сотрудников республиканского УБОП (управление по борьбе с организованной преступностью — прим. «Кавказского узла») представился племянником руководителя силового ведомства и заявил, что наши жалобы и звонки куда угодно не помогут. Артура скрутили и увезли», — рассказал Ортобаев.
Сослан Ортобаев утверждает, что обвинение в отношении его внука было «сфабриковано из ситуации», которая «произошла с Айдиновым в мае 2012 года».
«Артур взял кредит по просьбе своего знакомого, сотрудника полиции. Когда пришло время возвращать, из банка начали беспокоить Артура, он обратился к должнику. Тот якобы забыл вовремя внести деньги и вернул долг лично в руки Артуру, который самостоятельно погасил долг. На этом история была исчерпана», — рассказал Сослан Ортобаев.
Однако позже, по его словам, внука обвинили в вымогательстве и задержали.
«В СКР нам обещали помочь и заверили, что во вторник, 28 января, его отпустят. А утром в пятницу, 24 января, нам позвонили из СИЗО, где он сидел, и сообщили, что наш внук не проснулся. Артур являлся студентом КЧГПУ (Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета, — прим. «Кавказского узла»), в сентябре 2013 года женился, у него осталась молодая вдова, в положении. Мы будем добиваться осуждения неправового задержания и неправовых методов дознания, применяемых следствием и ставших причиной его смерти», — заявил Сослан Ортобаев.
Адвокат: Айдинова под следствием неоднократно пытали
Задержание Артура Айдинова производилось 22 ноября 2013 года около 18.00 на глазах у пожилых родственников, инвалидов, подтвердила корреспонденту «Кавказского узла» адвокат погибшего Эльвира Айдинова.
«Сотрудники СОБРа, вызванные на подкрепление и осуществившие задержание в квартире на глазах у бабушки и деда Айдинова, доставили его в ОВД по городу Карачаевску. На втором этаже ОВД, со слов Артура, по отношению к нему было применено физическое насилие, выразившееся в пытках электрическим током и избиении», — рассказала адвокат.
Эльвира Айдинова утверждает, что в ходе судебного заседания, на котором избиралась мера пресечения в отношении подозреваемого, она заметила на теле Айдинова «телесные повреждения в виде ссадин, кровоподтеков лица и тела».
25 ноября 2013 года Айдинова по требованию следователя вывезли из изолятора Карачаевска в изолятор Черкесска.
«Когда я позвонила следователю, он не разъяснил мне мотивов этапирования. Дело возбуждено в Карачаевске, все происходило здесь, остальное время подследственные проводят в СИЗО. Почему его из одного ИВС переводили в другое, следователь мне не разъяснил, и это является процессуальным нарушением», — считает адвокат Айдинова.
26 ноября адвокат, по ее словам, пыталась установить местонахождение своего подзащитного и только под вечер обнаружила его в ИВС города Черкесска.
«Оттуда его вывозили в здание ЦПЭ МВД по КЧР (центр по противодействию экстремизму, — прим. «Кавказского узла»), где в отношении него вновь проводились недозволенные законом действия. На Айдинова оказывали психологическое и физическое давление, пытали током, требовали, чтобы он выдал автомат, о наличии которого заявил потерпевший. При этом никакого автомата у него, 22-летнего молодого человека, никогда не было. И подтвердить факт его наличия Айдинов не мог, но его пытали именно для того, чтобы он показал, где находится несуществующий автомат», — рассказал представитель защиты.
Адвокат также сообщила, что после пыток ее подзащитный начал чувствовать боли в сердце. «Он обращался к врачу в СИЗО, но должного медицинского обследования произведено не было, медицинскую помощь ему не оказали. Он всегда говорил, что ранее у него не болело сердце, а после воздействия электрического тока он начал чувствовать слабость и боли в сердце», — заявила Эльвира Айдинова.
Представители следственного изолятора №1 города Черкесска от комментариев корреспонденту «Кавказского узла» об обстоятельствах смерти подследственного отказались.
«Кавказский узел» пока не располагает также комментариями сотрудников УБОП по Карачаево-Черкесии и начальника полиции по Карачаевску относительно заявлений родственников погибшего о применении к Айдинову незаконных методов задержания и дознания.
«Кавказский узел» также сообщал о смерти Мурата Борлакова, умершего в стенах Усть-Джегутинского РОВД. Он вместе с двумя друзьями был задержан 3 февраля. По утверждению задержанных вместе с ним и показаниям родственников, спустя час после задержания и применения к Борлакову физического насилия и пыток электрическим током он скончался.
Родственники погибшего тем же вечером перекрыли федеральную трассу Черкесск — Домбай, потребовав выезда на место происшествия министра внутренних дел и руководства республики. Стихийная акция прекратилась после заверения министра внутренних дел Казимира Боташева о взятии под личный контроль данного преступления и отстранении от должности руководителя Усть-Джегутинского РОВД Альберта Лобжанидзе.
«Кавказский узел»