Вильям Дзагоев: «Верю, что Южная Осетия начнет производить продукцию, которую будет с успехом экспортировать»

Указом Президента РЮО от 29 апреля 2014 года на должность министра экономического развития Южной Осетии был назначен Вильям Дзагоев, который в период с 2009 по 2012 гг. работал первым заместителем министра указанного ведомства.
В интервью нашей газете Вильям Дзагоев рассказал о том, какие основные задачи будет решать Министерство, и каким должен быть вектор экономической политики нашего государства.

Вильям Юрьевич, какими Вы видите пути становления и развития экономики Республики, как вывести ее из ступора?

— Не надо пытаться заново изобретать велосипед. Нужно развивать реальный сектор экономики, что включает в себя развитие сельского хозяйства, определенных видов промышленности, сферы услуг, малого и среднего предпринимательства.

Какая отрасль должна стать основой югоосетинской экономики? Одни утверждают, что приоритет нужно отдать развитию сельского хозяйства, другие — промышленности, третьи указывают на туризм и т.д.

 

— Нельзя выделять какой-то сегмент экономики. Не согласен с теми, кто считает, что Южная Осетия — это аграрное государство и упор нужно делать на развитие сельского хозяйства. Безусловно, продовольственная безопасность является краеугольным камнем экономической и политической безопасности любого государства, но, абстрагируясь от этого постулата, надо понимать: чтобы поднять экономику, необходимо вместе с тем сделать ставку на развитие трудоемких и наукоемких производств, которые способны давать хорошую прибыль и возможность решать проблему безработицы.
Туризм в Южной Осетии с ее прекрасной природой однозначно имеет перспективы, со временем может стать одной из главных отраслей экономики страны, но процесс его развития требует немало времени. В некоторых странах доходы от туристического бизнеса составляют 50% госбюджета, однако к этому они шли десятилетиями. На первоначальном этапе у нас можно развивать такие направления, как экстремальный туризм, этно-туризм и т.д. Государство должно поддерживать людей, которые будут готовы инвестировать средства в этот сегмент рынка.

 

Что мешало развивать реальный сектор экономики в Ваш предыдущий период работы в Минэкономразвития? Почему тогда не удалось сделать что-то существенное, ведь на развитие Республики выделялись многомилионные суммы?

 

— Объем финансирования со стороны нашего стратегического партнера — России сегодня не меньше, за что огромное спасибо, но теперь процесс расходования выделяемых на развитие Республики средств стал более прозрачным, деньги идут под конкретные проекты. В Инвестпрограмме просчитана каждая копейка. Все знают, сколько денег предусмотрено, скажем, на строительство здания театра или любого другого объекта. В этом плане руководством нашей Республики проделана большая работа. В таких условиях работать стало гораздо проще.
Говоря о том, почему ничего существенного не удалось добиться в экономики в предыдущие годы, надо учитывать, что после войны августа 2008 года город стоял в руинах и на первый план вышли вопросы восстановления жилья, социальной инфраструктуры. Благодаря помощи России процесс восстановления завершается и теперь уже надо ставить конкретные задачи развития.

 

Тем не менее, в 2011-12-х годах в рамках Инвестпрограммы на развитие промышленности было выделено 250 млн рублей. Сумма внушительная, но, судя по тому, что мы не видим результата, она была использована неэффективно…

 

— Денежные средства были выделены на развитие сельского хозяйства и промышленности. В рамках программы через Минэкономразвития подведомственным ему тогда Управлением сельского хозяйства осенью 2011 года был закуплен крупный рогатый скот в Калмыкии. Согласен, что время для этого было выбрано неподходящее, на носу была зима. Но животные были розданы в виде товарного кредита фермерам. Я знаю людей, которые благодаря полученному поголовью организовали хорошие животноводческие хозяйства, неплохо сегодня развиваются. А некоторые не смогли создать условия для содержания скота, пустили его «под нож», а потом жаловались, что коровы калмыцкой породы не приспособлены к нашим условиям. Многое зависит от трудолюбия самих людей. Но, согласен, что вопрос с завозом животных не был достаточно продуман.
Немалая часть из выделенной суммы была потрачена на строительство завода строительных изделий. В нем большая необходимость, учитывая продолжающийся в Республике строительно-восстановительный процесс. Два года не удавалось ввести предприятие в эксплуатацию, но в скором времени производство будет запущено. Завод в течение месяца начнет выпускать широкий ассортимент стройматериалов.
В целом, надо признать, выделенные деньги можно было использовать эффективнее. Были ошибки, неудачные проекты, но никто не складывает с себя ответственности. Если я буду говорить, что, будучи заместителем министра этими вопросами не занимался, это будет некорректно с моей стороны. Свою долю ответственности с себя не снимаю.

 

Одной из ключевых задач Вы называете возрождение промышленности. Какие для этого есть идеи?

 

— Государство сегодня не располагает финансовыми ресурсами, достаточными для возрождения промышленности. Поэтому одной из основных задач Министерства экономического развития считаю привлечение внешних инвестиций, и не только в промышленность, но и в другие сферы экономики. Для этого нужно создать в Республике комфортный инвестиционный климат. Под этим подразумеваю, прежде всего, ослабление налоговой нагрузки. На начальном этапе эта мера необходима.
Необходимо также смягчить административные рычаги. Недавно наш парламент принял закон об инвестиционной деятельности. Он предполагает, что государство выступает гарантом безопасности частных капиталовложений в экономику Республики. Это необходимый и своевременный шаг.
Я рассчитываю, что нам удастся привлечь инвесторов, причем не только из России, но и из других стран, с которыми нам тоже нужно налаживать контакты. Эти процессы усложняет тот факт, что, к сожалению, наше молодое государство пока многими странами не признано. Тем не менее, надо искать контакты. Уже через месяц ожидаем прибытия в Республику группы людей, частных компаний из стран бывшего СССР и дальнего зарубежья. Приезд будет носить чисто ознакомительный характер, ведь многие имеют лишь смутное представление о нашей Республике. Пока рано говорить о каких-то конкретных решениях. На первом этапе стоит задача — показать, что собой представляет Южная Осетия, ее конкурентные преимущества, производственные площадки, весь инвестиционный потенциал. Дальше посмотрим.

 

Часто возникают разговоры о введении частной собственности на землю. Каково Ваше отношение к этому вопросу?

— Вопрос приватизации земли считаю преждевременным. Даже не хочу его обсуждать. А вот идею приватизации промышленных объектов, находящихся в собственности государства, поддерживаю полностью. Закон о приватизации в Республике был принят, но пока он не работает. Есть разные формы приватизации гособъектов. Задача нашего Министерства — выработать вместе с другими заинтересованными министерствами и ведомствами наиболее оптимальный для нашей Республики вариант.

Малый бизнес не ощущает достаточной поддержки со стороны государства, нет четкой системы его стимулирования. Одна из главных проблем, мешающая более динамичному развитию предпринимательства — отсутствие доступных кредитных средств. Какие задачи в этом аспекте ставит перед собой Министерство?

— Не могу с вами согласиться по поводу того, что государство не поддерживает развитие предпринимательства. После военной агрессии 2008 года многим предпринимателям, которые понесли ущерб, государство выдало льготные кредиты под 3% годовых, чтобы они могли восстановить бизнес. Пошел уже шестой год, но до сих пор кредитные средства не возвращены. Кроме этих денег на поддержку частного сектора выделялись миллионы рублей, в том числе беспроцентные кредиты, однако большинство распорядились выданными субсидиями нецелевым образом. Люди брали деньги под организацию тепличных хозяйств, под разведение мелкого и крупного рогатого скота, под небольшие производства, но прошли годы, а желаемого эффекта не видно. В лучшем случае открылись магазины и несколько автомоек.

Должна быть консолидированная ответственность предпринимательского сообщества и государства.

 

По поводу кредитов хочу донести до людей, что Министерство экономического развития не может выдавать деньги, этим занимается банк. Функции Министерства заключаются в том, чтобы предоставлять предпринимателям консультационную помощь. Мы всегда готовы ее оказывать. Планируем создать доступный информационный ресурс, где предприниматель может получить любую нужную ему информацию.
В целом, если говорить о малом бизнесе, то этот сегмент экономики постепенно развивается. К сожалению, каких-то частных производств немного, в основном предприниматели занимаются торговлей. Но хотелось бы, чтобы они устанавливали на завозимые продукты разумные цены. Порой тот или иной товар в наших магазинах стоит намного дороже, чем в Северной Осетии. Такую разницу предприниматели объясняют якобы поборами на таможне, из-за чего увеличивают стоимость товара. Я призываю предпринимателей соблюдать установленные правила, иметь определенный перечень документов, необходимых для пересечения товара государственной границы. В этом случае не будет никаких проблем.

 

Республика на 90% зависит от российских дотаций. Сколько времени потребуется на то, чтобы наша страна хотя бы наполовину могла сама себя обеспечивать?

 

— Чтобы поднять экономику, требуется время. Семимильными шагами ее развивать — не получится. Нужно поступательно двигаться вперед, выработав конкретный план действий, четкую концепцию. В Инвестпрограмму на 2015-17 годы будут включены проекты по развитию реального сектора экономики, и процесс должен активизироваться. В течение пяти лет Южная Осетия должна выйти как минимум на уровень 45-50% самодостаточности. За это время те затратные проекты, которые сегодня закладываются благодаря помощи России, должны быть реализованы.
Я верю, что в обозримом будущем наша страна начнет производить продукцию, которую будет с успехом экспортировать в зарубежные страны.

 

На должности министра экономического развития долго не задерживаются, только за последние пять лет на ней сменилось шесть специалистов. Каждый из них при назначении рисовал радужные перспективы развития экономики, однако не проработав и двух лет, уходил в отставку, толком ничего не добившись. Вы уверены, что Ваше пребывание на этой должности не будет кратковременным, и у Вас получится изменить ситуацию в экономике к лучшему?

 

— Я пока особых радужных перспектив развития экономики не нарисовал. Озвучил определенные планы, которые буду стараться воплощать в жизнь. А по поводу того, сколько времени буду работать, совершенно не комплексую. Государство является работодателем. Часто бывает так, что оно недовольно своим работником или работник не нашел понимания с работодателем и они расходятся. Это обычное явление.
Предложение возглавить Министерство экономического развития мне поступило и до этого, но в первый раз я отказался. Были определенные сомнения и сейчас. Чтобы решить поставленные задачи, нужны доверие и поддержка. Я заручился поддержкой нашего Президента Леонида Харитоновича Тибилова и выражаю ему благодарность. Не знаю, сколько времени буду работать на этой должности, постараюсь оправдать оказанное мне доверие.
Если мне удастся на должности министра реализовать хоть один стоящий проект, значит, в краткосрочной перспективе свою задачу выполнил. Может, не все получится осуществить, однако я хотя бы должен что-то начать делать и довести до такой степени готовности, чтобы тот, кто придет мне на замену, смог завершить начатое мною дело.

 

-Что ж, хочется пожелать Вам успехов в осуществлении поставленных целей.

— Спасибо. Будем стараться.

В. КАЛАЕВ

 

*
ДОСЬЕ
Дзагоев Вильям Юрьевич родился 18 февраля 1970 г. в с. Дампалет Цхинвальского района Юго-Осетинской автономной области.
В 1987 г. окончил Цхинвальскую среднюю школу №2.
В 1987-1993 гг. — студент Юго-Осетинского государственного педагогического института.
В 1988-1989 гг. проходил службу в Вооруженных силах СССР.
В 1993-1995 гг. учился в Государственной академии управления им. С. Орджоникидзе.
В 1995-1998 гг. — аспирант Академии управления. В те же годы — директор ООО «Амонд», г. Москва.
В 1998-2000 гг. стажировался в Институте этнографии и антропологии Академии наук РФ, г. Москва.
В 2000-2002 гг. — зам. генерального директора ОАО «Кировхлеб», г. Киров.
В 2002-2005 гг. — генеральный директор Кировского комбината хлебопродуктов, г. Киров.
В 2004 г. защитил кандидатскую диссертацию. Имеет ученую степень кандидата экономических наук.
В 2005-2008 гг. — работает зам. генерального директора по коммерческим вопросам ОАО «Кировхлеб».
В 2007-2009 гг. — зам. генерального директора по коммерческим вопросам ООО «Мувинг», г. Киров.
В 2009-2012 гг. — первый заместитель министра экономического развития РЮО.
http://ugo-osetia.ru