Абхазский сценарий для Южной Осетии

В центре внимания остается вопрос парламентских выборов в Южной Осетии — республике, признанной Российской Федерацией, которая, в свою очередь, фактически выступает гарантом успешного процесса, а главное — завершения этой политически значимой процедуры.
Интерес к Южной Осетии вызван и событиями в соседней Абхазии, где оппозиция взяла верх над властью. В результате Александр Анкваб потерял свои президентские полномочия.
Экспертное сообщество оживленно отреагировало на эти события. Интерес вызвали и сопутствующие обстоятельства: украинский сценарий и готовность Грузии подписать 27 июня текущего года ассоциативное членство с ЕС.
Все это породило в информационном поле главный вопрос — не начался ли экспорт Майдана в регион? И если в Абхазии острота события пошла пока на спад, то стоит ли Южной Осетии, переживающей не менее серьезные внутриполитические проблемы ввиду парламентских выборов, готовится к внутренним потрясениям? 
На таком медийном фоне 2 июня в пресс-центре РИА Новости прошел круглый стол по теме «Выборы в Южной Осетии: перспективы и прогнозы». В мероприятии приняли участие одни из ведущих экспертов по региону, в частности генеральный директор Центра политической конъюнктуры России Сергей Михеев, директор Евразийского коммуникационного центра Алексей Пилько, координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Александр Скаков.
В своем вводном выступлении генеральный директор Центра политической конъюнктуры России Сергей Михеев отметил, что проблема парламентских выборов имеет непосредственное отношение к России, которая «является гарантом существования Южной Осетии как государства». Эксперт также выделил ряд ключевых пунктов, связанных с политическим полем РЮО.
«Во-первых, в Южной Осетии явно повысился уровень политической культуры и появилось осознание, что внутренняя нестабильность на самом деле играет на руку потенциальным противникам республики. На мой взгляд, предыдущие уроки были усвоены южноосетинским политическим классом, и нынешняя кампания проходит гораздо спокойнее.
Кроме того, не все партии, которые стремились к участию в выборах, дошли до финишной черты, и я думаю, это правильно. Вообще, в такой маленькой республике, как Южная Осетия, с населением в несколько десятков тысяч, плодить десятки политических партий никому не нужно, и это временная тенденция. 
В политическом процессе должны участвовать несколько признанных и конструктивных партий, понимающих свою задачу в этой ситуации. И даже из тех партий, которые сейчас участвуют, я думаю, наибольшие шансы на прохождение есть у четырех, максимум у пяти. Это: Единство, партия имеющая соглашение о сотрудничестве с Единой Россией. Это Единая Осетия, Единство Народа, скорее всего, это Коммунисты, возможно, партия Ныхас».
Михеев также выразил надежду, что сам день выборов и подсчет голосов будет проходить спокойно, «в деловой и предсказуемой атмосфере». В свойственной эксперту манере лаконичной четкости, он отметил: «Мне кажется, что попытка имитировать в таких маленьких общностях какую-то псевдоидеологическую политическую борьбу и бесконечное подковерное интриганство — это негативная традиция, которая неблагоприятно влияет как на ситуацию внутри Южной Осетии, так и на ее международный имидж. В конце концов, Южная Осетия добивается международного признания, и одно из главных условий — это как раз внутренняя стабильная, спокойная и предсказуемая жизнь. Поэтому я пожелал бы осетинским избирателям все-таки проголосовать за тех людей, которые в первую очередь готовы к конструктивному труду.
Два вопроса — три мнения
КАВПОЛИТ задал спикерам два вопроса: стоит ли Южной Осетии ждать импорта абхазских событий и будет ли Грузия, готовящаяся подписать 27 июня ассоциативное членство с ЕС, пытаться управлять процессами в двух республиках?
Сергей Михеев первым взял слово, не без определенной иронии выразив свою точку зрения:
«События в Абхазии на самом деле не имеют ничего общего с тем, что происходит на Украине, хотя, журналисты очень любят эти события сейчас сопоставлять. Мол, вот тебе, Россия, еще одна оплеуха на абхазском направлении. Но это, мягко говоря, не так.
В Абхазии идет борьба между теми, кто за сближение с Россией и теми, кто за еще более тесное сближение с Россией.
Я думаю, что никакого отношения к Южной Осетии абхазские события иметь не будут. Я не исключаю, что по итогам выборов в РЮО могут быть недовольные, но какого-то серьезного конфликта или системной борьбы, я думаю, просто-напросто не будет, потому что для этого действительно нет почвы. 
Что касается Грузии, да, потенциально подписание этого соглашения, конечно, имеет свои риски, потому что, к сожалению, я лично не верю в исключительную экономическую подоплеку всех этих соглашений, которые Европейский Союз активно проталкивает на постсоветское пространство. Несомненно, у них есть и политическая подоплека — это более тесное втягивание в политический, а затем, может быть, даже в военно-политический союз. То есть такое протаптывание дорожки к более тесному сотрудничеству, в том числе в военной сфере. И в этом смысле я не исключаю, что подписание этого соглашения со временем может каким-то образом вновь вдохновить грузинское руководство на то, чтобы вспомнить, что осетинские, абхазские вопросы имеют военное решение. 
Но особенно внимательно к этому надо относиться и в Южной Осетии, и в Абхазии, и понимать простую вещь — что, действительно, залог их выживания, в буквальном смысле слова, это два фактора. Первый — это тесные отношения с Россией, при этом конструктивные, а не просто, так сказать, потребительские. И второе — это внутренняя стабильность».
Александр Скаков был более категоричен:
«Конечно, все аналогии между Украиной и Абхазией, мягко говоря, неуместны и не имеют ничего общего с реальностью. В Абхазии вообще не революция. В Абхазии, скажем так, усталость общества от того, что власть вовремя не смогла пойти на диалог с ними, и в результате общество во власти разочаровалось. Но никакого серьезного антагонизма между оппозицией и властью не было и нет.
Так что абхазская ситуация ничего общего с Южной Осетией не имеет. Более того, в Южной Осетии и в Абхазии совершенно разные традиции демократии и, условно, то, что работает там, не будет работать здесь. 
Что касается подписания со стороны Грузии соглашения ассоциированного членства с Европейским Союзом, я думаю, что это никакого влияния на ситуацию не окажет, просто потому что для южных осетин и абхазов ни Грузия, ни Европейское ассоциированное членство не являются какой-то привлекательной альтернативой чему-либо. Кроме того, уровень знаний о Грузии в Абхазии и Южной Осетии и, напротив, знания о Южной Осетии и Абхазии в Грузии очень низки.
Тем не менее я не исключаю того, что в принципе, может быть реанимирован вопрос о вступлении Грузии и Украины, и не только этих стран, в НАТО. И в этом случае возможны какие-то нестандартные шаги со стороны России. В таком случае, например, возможна реанимация той же самой идеи о вступлении Абхазии в состав РФ на правах субъекта РФ. И в такой ситуации этот шаг был бы оправдан.
Относительно возможного силового пути — в Абхазии и Южной Осетии находится достаточно большое количество российских военнослужащих. Так что, я думаю, что любая авантюра обречена на провал».
P.S.
Так или иначе, тема спорных государств на Южном Кавказе, видимо, еще долгое время будет в центре внимания СМИ. Если в 2008 году отгремели военные залпы, то теперь в отношении Абхазии и Южной Осетии развиваются серьезные информационные баталии. В этом плане проводимые на московской площадке мероприятия так или иначе отражают общую позицию России в этом направлении. А позиция Москвы становится все больше и больше занимательной, по всей видимости, явно выходя за рамки обороны экспансии Запада и переходя в новую фазу — моделирования своих реалий.
Возможно, эксперты были правы — Южная Осетия не станет следующей страной-импортером духа нестабильности. Тем не менее предвыборная ситуация показывает, что в республике наблюдается явный политический спад. Даже претендующие на место в парламенте партии не трудятся над своим обособленным имиджем, воспроизводя давно известные лозунги.
http://kavpolit.com/articles/abhazskij_stsenarij_dlja_juzhnoj_osetii-5440/