Почему лучшее вино на Кавказе не продается?

Представить нашу республику без вина — уму непостижимо. Пьянящий нектар изготавливает десятками литров для собственных нужд практически каждая семья. Большинство рецептов являются уникальными, держатся в строгом секрете и бережно передаются из поколения в поколение. А уж об отсутствии вина на местных праздниках и пиршествах и говорить не приходится.
Даже за завтраком, нередко за обедом и в особенности за ужином редкий осетин не любит пропустить стаканчик другой разгоняющего кровь веселящего напитка. Одним словом вино в РЮО всегда лилось, и пока еще продолжает литься рекой. В наших краях люди изготавливают красное, белое и даже яблочное вино. Напиток отличается насыщенным вкусом, пропитан духом жаркого кавказского солнца и переливается ароматами спелого винограда.
Южная Осетия — виноградный рай
Условия для выращивания винограда в республике идеальные, но делать что-либо для развития отрасли, с последующим экспортом вина в ту же Россию, как это делает Грузия, местные чиновники пока почему-то совершенно не торопятся. Только в 2009 году на развитие многолетних насаждений, в частности виноградников, выделили порядка 270 миллионов рублей. Но, как часто бывает в Цхинвале, с течением времени не удалось обнаружить ни денег, ни обновленных виноградников. Аналогичная ситуация наблюдается и в других сегментах растениеводства.
Современное развитие государства — процесс стремительный и очень динамичный, если его запустить, ближайшие соседи уйдут настолько далеко вперед, что догонять их придется десятилетиями. Южная Осетия пока еще не утратила возможности возродить промышленное виноделие. Самое время бить в набат и начинать что-то делать, упускать такой шанс, большая глупость и еще большая роскошь.
Начать следовало бы с рационализации процесса использования земельных ресурсов РЮО. Делать это следует, опираясь на два ключевых фактора — особенности местного климата, который не подкачал, здесь и думать ничего не надо, и производственные возможности, с которыми дела обстоят намного хуже.
При СССР активное развитие садов и виноградников началось еще в годы коллективизации. Были выведены превосходные сорта винограда, яблок и других фруктов, которые играли передовую роль в развитии экономики региона, успешно конкурировали на рынке с продукцией из соседних областей и всегда пользовались стабильным спросом.
Но с тех замечательных для местного сельского хозяйства времен прошло уже более 80 лет, ученые других стран активно работали и добились серьезных результатов в выведении лучших сортов, которые заметно отодвинули назад большинство разработок советских аграриев. После развала союза сельское хозяйство РЮО пришло в упадок, продукция потеряла свои былые качества и преимущества, а то, что еще можно было продать, потихоньку, сгнивало, потому что реализация не представлялась возможной ввиду множества субъективных и объективных факторов.
Не так давно Батрадз Парастаев, ответственный в то время за развитие сельского хозяйства, завез на территорию РЮО шесть сортов винограда, столько же сортов яблок и два сорта слив. В прессе сообщили, что саженцы принялись с рекордным уровнем приживаемости 90%, на самом же деле большинство из них просто засохли. Под закупку многолетних насаждений был выделен достаточно крупный кредит, но после провала мероприятия на его организаторов даже завели уголовное дело. Но самое обидное то, что сельское хозяйство РЮО так и не получило новый, как воздух необходимый виток развития.
Почему не продается наше вино?
Возможно, работа на местах в направлении развития виноделия могла бы активизироваться усилиями местных энтузиастов. Но палки в колеса среднему и малому бизнесу основательно вставили еще в 2006 году. В это время РФ накладывает эмбарго на ввоз грузинской с/х продукции, под которое попадает и Южная Осетия. Сами понимаете, продавать вино внутри республики дело бесперспективное, его у каждой семьи в избытке и качество при этом отменное. В те годы пропали большие партии спелых фруктов, а сегодня с таким бесперспективным направлением уже и связываться никто не хочет.
Под эмбарго РФ попал не только хмельной напиток, но также осетинская древесина и сыр, которые ранее с большим успехом реализовывались по всему Кавказу. Как говорил первый украинский президент Леонид Кравчук: «Имеем то, что имеем». Сегодня производство вина застыло на натуральном уровне, о каком-либо товарном изготовлении речь не ведется. Среднестатистическая семья из РЮО производит и самостоятельно потребляет порядка 200 литров хмельного напитка в год. Но даже родственникам в Северную Осетию провозить более трех литров через таможню не разрешается. Вот такой бизнес на виноделии получается.
http://www.nykhas.ru/81449/81449/