Глава Ингушетии посоветовал обращающимся в адаптационную комиссию не утаивать правду

Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров в прямом эфире передачи «Диалог с народом» порекомендовал гражданам, решившим прекратить экстремистскую деятельность, при обращении в комиссию по адаптации боевиков сообщать властям полные сведения о своей деятельности для объективного рассмотрения их ситуации.
21 марта Национальная телерадиокомпания «Ингушетия» провела прямой эфир передачи «Диалог с народом» с участием главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. В студии НТК находились представители власти, общественности и жители республики. Трансляция передачи велась в эфире и на сайте телекомпании. «Диалог с народом» с участием Юнус-Бека Евкурова продлился больше четырех часов. За время эфира в call-центр поступило более 300 вопросов, из которых ведущие программы озвучили более 70, передает корреспондент «Кавказского узла».
Один из зрителей программы, представившийся жителем села Экажево, задал вопрос, касающийся работы адаптационной комиссии. «После того, как в Ингушетии амнистировали Альдиева, в Чечне его посадили на 13 лет. Можно ли после этого доверять и верить адаптационной комиссии, и тем гарантиям, которые дает она?» — поинтересовался зритель у главы Ингушетии.
«Кавказский узел» писал, что в сентябре 2011 года глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров подписал указ о создании комиссии по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность на территории Республики Ингушетия.
Хамзат Альдиев, по данным его родственников, примкнул к боевикам в сентябре 2011 года, 29 июня 2013 года сдался под гарантии руководства республики. Однако позднее он был обвинен в нападении 10 августа 2012 года в Ачхой-Мартановском районе Чечни на силовиков. Верховный суд Чечни приговорил Альдиева к 13 годам заключения. Приговор вступил в законную силу. Правозащитники заявили, что судьба Альдиева вряд ли станет убедительным примером для желающих выйти «из леса». И.о. секретаря Совбеза Ингушетии Альберт Барахаев заявил, что Альдиев утаил информацию о своих действиях в рядах боевиков, и приговор не окажет отрицательного влияния на работу комиссии по адаптации.
Отвечая позвонившему зрителю передачи, Юнус-Бек Евкуров пояснил принцип работы адаптационной комиссии. В нее, по словам главы Ингушетии, приходят родственники человека, который хочет вернуться к мирной жизни, и сообщают об этом его желании.
«Мы обращаемся в спецслужбы и спрашиваем, какие за этим человеком числятся преступления, какие материалы на него есть. Из того, что мы видим, мы примерно понимаем, какой срок ему «светит». А бывает и так, что на человека ничего нет, кроме того, что он является участником бандподполья. Он выходит оттуда, сдает оружие и освобождается от ответственности», — пояснил Юнус-Бек Евкуров.
О том, есть ли у сотрудников правоохранительных органов данные на человека, решившего вернуться к мирной жизни, власти информируют его родственников, пояснил глава Ингушетии.
Что касается Альдиева, то ему, по словам Юнус-Бека Евкурова, нужно было «играть по правилам» — соблюдать соглашение и рассказать о себе все без утайки, как поступали те, кто сдавался ранее.
«Если бы они не пошли на это соглашение, им «светили» бы гораздо большие сроки или пожизненное заключение. Вот и выбирайте, что лучше», — заявил глава Ингушетии.
Тему продолжил звонок из Франции. Мужчина, представившийся Зурабом, рассказал, что живет в Европе около восьми лет.
По его словам, он уехал из Ингушетии в 2004 году после того, как неизвестными были похищены несколько его друзей. Вернулся в республику в 2006 году. Вскоре после его возвращения сотрудники спецслужб подкинули ему в дом гранату и тротил, заявил зритель передачи.
По словам Зураба, ему «удалось договориться», и он снова покинул пределы республики. В боевых действиях он не участвовал, но в списки ваххабитов попал, сообщил Зураб. Он поинтересовался у главы Ингушетии, что его ждет, если он вернется в республику.
«Если вы хотите, чтобы мы вам помогли, надо прийти и все честно рассказать, чтобы не получилось, как с Альдиевым. Если вы не участвовали в убийстве граждан, я думаю, вам ничего «не светит». Поручим Совету безопасности разобраться с этим вопросом. Но еще раз предостерегаю и предупреждаю: говорите правду», — ответил Зурабу Юнус-Бек Евкуров.
Зураб еще не принял окончательного решения о возвращении в республику
В Ингушетии у Зураба престарелые родители, они болеют, и он очень хочет их навестить. При этом даже после звонка в прямой эфир он не уверен, что этот визит не закончится для него плачевно.
«Гарантии нам дали, но они весьма условные. Есть определенные сомнения, поскольку в отношении меня в 2006 году была совершена провокация. Мне бы не хотелось, чтобы нечто подобное повторилось снова», — рассказал Зураб корреспонденту «Кавказского узла».
Вместе с тем, Зураб признает, что нынешняя ситуация в Ингушетии значительно лучше, чем в тот период, когда он вынужден был покинуть республику. Именно поэтому он не исключает возможности возвращения на родину, заявил житель Франции.
«Буду общаться с людьми из Ингушетии и по мере получения информации принимать окончательное решение», — рассказал Зураб.
Боков: Большей гарантии, чем слова главы республики о беспристрастном рассмотрении истории Зураба, не существует
По словам начальника управления по взаимодействию со СМИ администрации главы Ингушетии Тимура Бокова, около двух месяцев назад ему позвонила родственница Зураба и рассказала о его намерении пройти адаптационную комиссию.
«Дело в том, что я в свое время работал помощником Ахмеда Котиева, и хорошо знал, как работает этот механизм», — пояснил корреспонденту «Кавказского узла» Тимур Боков.
Переговоры Тимура Бокова с Зурабом длились около двух месяцев. Накануне трансляции передачи Боков сообщил Зурабу телефон телерадиокомпании и предложил задать вопрос лично главе Ингушетии.
«Я предложил ему напрямую обратиться со своим вопросом к главе республики и правдиво рассказать свою историю. Я думаю, большей гарантии, чем слова главы республики о беспристрастном рассмотрении истории Зураба, которую получил Зураб во время телеэфира, просто не существует», — заявил корреспонденту «Кавказского узла» Тимур Боков.
Автор: Елена Хрусталева; источник: корреспондент «Кавказского узла»