В станице Новоосетинской состоялся крестный ход памяти Блашка Гуржибекова

1 июля 2015 года по благословению архиепископа Владикавказского и Аланского Зосимы в станице Новоосетинской Моздокского района состоялся крестный ход памяти классика осетинской литературы, поэта, офицера Терского казачьего войска Блашка Гуржибекова.

Почтить память поэта и воина приехали представители казачества, творческой интеллигенции республики — музейные работники, члены Союза писателей, театральные деятели, а также потомки Блашка Гуржибекова.

Крестный ход в день 110-й годовщины героической гибели Блашка Гуржибекова начался с молебна в станичном храме святителя Николая Чудотворца, который возглавил благочинный Моздокского церковного округа протоиерей Артемий Пономаренко в сослужении духовенства благочиния.

Затем крестный ход направился на кладбище к месту упокоения поэта, где священнослужители совершили литию по рабу Божию Власию и его боевым товарищам, павшим на русско-японской войне в 1905 году.

Артистка Дигорского драматического театра Марина Худалова исполнила отрывок из пьесы Гуржибекова, а художник Жорж Гасинов, который по материнской линии приходится племянником поэта, выступил с обращением увековечить память классика осетинской литературы, а в доме, где родился Гуржибеков, создать музей.

Офицер Терского казачьего войска, уроженец станицы Новоосетинской подъесаул Власий (Блашка) Иванович Гуржибеков погиб 18 июня / 1 июля 1905 года в бою с японцами при взятии укрепленной позиции у деревни Санвайцзы в Маньчжурии.

Боевые товарищи перевезли его тело на родину и похоронили со всеми воинскими почестями на кладбище станицы Новоосетинской. На траурном митинге выступили академик В.Ф. Миллер, командир полка Н.Н. Баратов, атаман Моздокского отдела и другие.

В последующие годы сложился обычай ежегодного поминовения Блашка Гуржибекова и других терцев, павших в ходе русско-японской войны. В советский период благочестивая традиция была прервана. Лишь после возрождения Владикавказской епархии, по инициативе правящего архиерея и осетинской интеллигенции, был возобновлен крестный ход в день гибели Блашка.

В историю осетинской литературы Блашка вошел как первый дигорский поэт. «Я всегда высоко ценил Блашка как поэта и человека. Язык его произведений великолепен. И я постоянно обращаюсь к его произведениям в своей научной работе по осетинскому языку», — писал о нем Васо Абаев.
«Православная Осетия»