Обвиняемых по «делу Немцова» оставляют без суда присяжных

СКР может изменить обвинение фигурантам «дела Немцова» с убийства по найму на убийство из неприязненных отношений. Как рассказал источник «Росбалта» в правоохранительных органах, на состоявшейся очной ставке Заура Дадаева и домработницы Заремы (она помогала по хозяйству в двух квартирах на Веерной улице, где проживали все фигуранты «дела Немцова»), последняя рассказала о своеобразной иерархии, существовавшей среди ее клиентов.
По словам женщины, лидером являлся Руслан Геремеев, а почти вровень с ним был Заур Дадаев. Они принимали все решения, отдавали распоряжения другим обитателям квартир и т. д. Что касается Руслана Мухудинова, то его статус был немногим выше статуса самой Заремы. Он исполнял различные поручения Геремеева и Дадаева, выполнял роль водителя, курьера и т. д. И хотя Мухудинов просил называть себя Абдурахманом, все равно оставался для всех Русликом. Денег ему не платили, порой он даже занимал средства у Заремы. Мухудинову просто нравилось сотрудничать с Геремеевым и Дадаевым, которые имели высокий статус среди выходцев из Чечни. Эти сведения подтвердил и ряд других свидетелей, общавшихся с фигурантами «дела Немцова». В результате получается, что Мухудинов (а он почти однозначно идентифицирован как Руслик) не мог быть ни организатором преступления, ни человеком, обещавшим вознаграждение за убийство Немцова.
Более того, никаких подтверждений тому, что такое вознаграждение было предложено, а также что обвиняемые получили хоть сколько-то, найти не удается. В начале следствия сам Дадаев дал показания, что некий Руслик обещал отблагодарить за расстрел Немцова суммой в 5 млн рублей трех исполнителей (самого Заура, Анзора Губашева и Бислана Шаванова). Однако потом Дадаев от показаний отказался. А Анзор Губашев, тоже одно время сотрудничавший со следствием, вообще ни про какие деньги на допросах не говорил. Он заявлял, что Немцова убили из-за его оппозиционной деятельности, контактов с украинскими властями и Бараком Обамой, оскорблений мусульман, поддержку сотрудников «Шарли Эбдо» и т. д.
В ходе следственных действий было установлено, что никаких крупных сумм у обвиняемых не было, жили они в Москве в основном на средства Дадаева, который получил чуть более 200 тыс. рублей (зарплату, отпускные и т. д.) из батальона «Север». Более того, на очной ставке с участием Заремы выяснилось, что у Геремеева в столице быстро закончились средства, а его банковская карта оказалась заблокирована. В результате он просил у родственников в Чечне перечислять незначительные суммы (10-15 тыс. рублей), которые они переводили на зарплатную карту Дадаева.
Другой участник одной из очных ставок, сотрудник столичного автосалона, рассказал, что Дадаев купил автомобиль ЗАЗ (на нем следили за Немцовым, а потом использовали во время преступления) еще в октябре 2014 года (более чем за месяц до расстрела редакции «Шарли Эбдо»). Такие показания исключают не только версию о том, что Немцова убили из-за поддержки французских карикатуристов, но и заставляют по-другому посмотреть на роль Дадаева во всей этой истории. Получается, что он приобрел автомобиль, следствие подозревает, что он подыскал и пистолет, обитатели Веерной жили на его деньги, Дадаев имел большое влияние на всех фигурантов расследования, за исключением Геремеева.
В результате сейчас у следователей и оперативников складывается картина, при которой именно Дадаев мог организовать преступление, а показания про Руслика и вознаграждение дал, чтобы приуменьшить свою роль в убийстве.
Мотивом же нападения уже не может быть «месть за «Шарли Эбдо». По данным «Росбалта», в последних материалах дела про расстрел редакции не упоминается, а везде указано, что убийство Немцова было «совершено по найму». Однако, по словам источника агентства, и эта формулировка может измениться, так как нет никаких подтверждений, что за устранение Немцова обещали вознаграждение. Выходит, что фигуранты дела напали на политика, поскольку им не нравились его высказывания и деяния, то есть из неприязненных отношений. А это уже не ч.2 статьи 105 УК РФ, которую сейчас инкриминируют фигурантам дела, а часть 1 статьи 105 УК РФ. Последнее обвинение не предусматривает рассмотрение дела с участием присяжных, на котором настаивают арестованные.
Источник «Росбалта» рассказал, что если все последние показания подтвердятся, то в окончательной редакции обвинения будут предъявлены по части 1 статьи 105 УК РФ. При этом Дадаев будет признан организатором убийства, а все остальные фигуранты, включая Мухудинова, его сообщниками.
Юрий Вершов
Росбалт