Пьяных водителей удержат залогом

Госдума приняла в первом чтении поправки к КоАП, вводящие новый вид обеспечительной меры в отношении пьяных водителей. Они не смогут забрать автомобиль у ГИБДД, пока не внесут залог 30 тыс. руб. Власти планируют таким образом не только бороться с нетрезвой ездой, но и усилить платежную дисциплину нарушителей, которые недостаточно активно наполняют штрафами бюджет.
Поправки к КоАП РФ, принятые Госдумой в первом чтении, разработали в Минюсте по поручению правительства РФ. Сегодня, напомним, если водитель пьян или отказался от проверки на состояние опьянения, его отстраняют от управления машиной. Материалы направляются в суд, который назначает срок лишения прав (до двух лет) и штраф в размере 30 тыс. руб. При этом еще до суда автомобиль задержанного ГИБДД водителя могут отправить на штрафстоянку либо отдать другу, родственнику или иному лицу с правами, вписанному в полис ОСАГО. В Минюсте считают, что эта лазейка позволяет пьяным водителям сесть за руль машины снова, отъехав вместе с друзьями-родственниками недалеко от места задержания, несмотря на перспективу остаться без прав. Законопроект эту возможность устраняет.
Как пояснил замминистра юстиции Дмитрий Аристов, теперь автомобиль будет в любом случае отправляться на штрафстоянку. Если водитель или его представитель захочет забрать машину, то ему нужно будет внести залог в размере 30 тыс. руб. на специальный счет, номер которого будет указан в протоколе. В отделе полиции нужно будет предъявить квитанцию и получить разрешение на возврат автомобиля со штрафстоянки. Также нужно будет оплатить еще и стоимость эвакуации: в Москве это 3-7 тыс. руб. за легковой автомобиль. То есть общая сумма для возврата машины в случае пьяного вождения составит 35-37 тыс. руб. Уже потом, когда суд будет определять меру наказания за пьяную езду, он зачтет внесенный залог в счет назначаемого штрафа.
В Минюсте рассчитывают на двойной эффект от нового закона. Он позволит исключить случаи, когда пьяные водители повторно садятся за руль. По данным ГИБДД, в 2015 году инспекторы задержали 32 тыс. водителей, управлявших машиной в нетрезвом виде два раза или более, 435 человек — пять раз или более. Также власти хотят улучшить платежную дисциплину. В 2013-2015 годах суды по материалам ГИБДД выписали 1,3 млн штрафных постановлений за пьяное вождение на 40 млрд руб., но уплачено по факту только 32% — на 13 млрд руб. По словам первого зампреда комитета Госдумы по госстроительству Вячеслава Лысакова, поправки к КоАП уже в эту весеннюю сессию могут быть доработаны и приняты во втором-третьем чтениях, а значит, вступят в силу, вероятно, уже этим летом.
За последние несколько лет власти планомерно усиливают наказание за пьяное вождение. В 2013 году был введен штраф 30 тыс. руб. (применяется вместе с лишением прав), в 2015 году — уголовная ответственность за повторное нетрезвое вождение. В результате по итогам года число пьяных за рулем сократилось на 11%, отказавшихся от освидетельствования — на 6,3%.
Мнения экспертов по поводу законопроекта разделились. «Поправки поддерживаю, ведь огромное количество водителей ежегодно садятся за руль пьяными и попадают в ДТП,- говорит адвокат компании «Трунов, Айвар и партнеры» Марат Аманлиев.- С помощью залога таких водителей удастся приучить ездить только трезвыми. Конечно, начнутся разговоры о том, что гаишники взятки будут брать больше, но считаю, что пользы от этого законопроекта будет больше, чем вреда». Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин назвал поправки «антиконституционными». «Имущество должника описывается в пределах той суммы, которую он обязан уплатить. А здесь речь идет об удержании машины, которая стоит несколько сотен тысяч рублей или дороже, за штраф 30 тыс. руб., который еще даже не назначили. Это явное нарушения прав собственности,- говорит он.- Законопроект явно лоббируют судебные приставы, которым не хочется заниматься взысканием штрафов, хотя у них есть для этого большое количество возможностей».
Иван Буранов, «Коммерсант»