Геополитический интерес Запада к Закавказью явно усиливается. — Альберт Дудайти

В канун 2015 года Кавказский геополитический клуб провел экспертный опрос по итогам уходящего года. О глобальных планах Запада в Закавказье рассказывает доктор исторических наук, профессор Северо-Осетинского государственного университета Альберт Дудайти (Владикавказ).

— Подведите, пожалуйста, основные итоги для СКФО и Закавказья. Что, на Ваш взгляд, стало самым ярким событием года? Как отразились на регионе события общероссийского и мирового уровня?

— Самым большим положительным событием этого года является, вне всякого сомнения, подписание договора о создании Евразийского экономического союза. Это очень хорошее событие со всех сторон, которое принесет нам и многим поколениям вперед большие дивиденды. Подписание соглашения в определенном смысле является прорывом и для СКФО, планы экономического развития которого несколько отошли в тень на фоне задач, определенных для развития Крыма после его воссоединения с Россией.

В этом смысле решения, принятые на итоговом заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития СКФО (ноябрь 2014 г.), можно считать важным событием для нашего региона. Задачи по восстановлению и развитию потенциала предприятий, расположенных на территории региона, позволят СКФО принимать участие в импортозамещении, а также выходить на торговые площадки ЕАЭС с востребованной продукцией (твердосплавные металлорежущие инструменты, вольфрамосодержащие изделия, оборудование и комплектующие для аграрно-промышленного комплекса и др). Решение этих задач повысит уровень СКФО в хозяйственных структурах страны, если, конечно, не произойдет дальнейшего углубления финансово-экономического кризиса в 2015 г., в чем приходится сомневаться.

В Закавказье важным событием следует считать присоединение Армении к ЕАЭС. Это должно способствовать усилению присутствия России и других стран-членов Союза в регионе. Правда, Армении будет сложно участвовать в таможенных структурах (нет общих границ с членами ЕАЭС), к тому же этому всячески будут препятствовать глобальные игроки, прежде всего США. В этом отношении в будущем году вполне вероятна реанимация нагорно-карабахского конфликта (последние тревожные сигналы, поступающие из зоны конфликта, говорят в пользу этого). Азербайджан считает для себя неприемлемым вступление в какие-либо союзы на постсоветском пространстве (ТС, ЕАЭС, ОДКБ и др.), и при этом все более склоняется к военному союзу с Турцией, а через нее — расширению интеграционных связей с НАТО.

— Какова роль Запада в этих процессах? Будет ли усиливаться напряженность по линии Россия-Запад?

— Программа поддержания территориальной целостности Армении, Азербайджана, Грузии и Молдавии, отраженная в Декларации саммита НАТО в Уэльсе, говорит о планах по дальнейшему влечению стран постсоветского пространства в евроатлантическое пространство, которое рассматривается США и их союзниками как элемент сдерживания России на постсоветском пространстве. Соответственно, будет расти интенсивность использования имеющихся у НАТО в Южном Кавказе инструментов. Они и ранее использовались — мы видим их проявление в событиях на Украине, а также недавнем обострении ситуации в Нагорном Карабахе. Такими недвусмысленными заявлениями Запад подчеркивает, что вектор политики, направленный на сдерживание России на Кавказе, будет продолжен и интенсифицирован. При этом Грузии, как и Кавказу в целом, будет отводиться основное место в планах США по дестабилизации России. Мы видим повышенное внимание со стороны Запада не только к Украине и Грузии, но и к Армении с Азербайджаном. Таким образом, сейчас мы вступаем в новую, острую фазу противостояния России с Западом, причем инициатором является не Россия, а наши западные «партнеры».

У Запада явно усиливается геополитический интерес в Закавказье. Он заключается в том, чтобы превратить регион в плацдарм для оказания давления на Россию и интегрировать его в евроатлантическое пространство. Помимо Грузии, где этот сценарий уже в значительной степени реализован, существует еще две страны, которые так или иначе находятся в сфере влияния России. Чтобы включить Азербайджан и Армению в зону западных интересов, прежде всего, необходимо разрешить их взаимные претензии. Именно поэтому отказ от поддержки Нагорного Карабаха является важной частью повестки США в отношении Армении. Потому что лишь после преодоления этой стадии можно будет говорить о том, чтобы эти две страны встали под некий общий знаменатель. Другая часть западной повестки — вытеснение российских войск из Армении. Но возможный дрейф этой страны в западном направлении следует скорее исключить. Участие в Армении в разных союзах на постсоветском пространстве является в этом отношении определенным залогом.

— Способна ли Россия противостоять западным планам?

— От стратегии наращивания присутствия США в Закавказье можно ожидать многих нежелательных последствий, на которые Москве придется ответить. Россия уже начала предпринимать определенные меры в ответ на последние вызовы. Первое из них — изменение военной доктрины, которая будет значительно жестче. Россия наверняка выйдет из программ сокращения ядерного оружия малой и средней дальности. Будет увеличен военный бюджет, ускорены темпы развития модернизации российской армии.

Таким образом, Россия будет реагировать на новые вызовы. В частности, можно говорить об усилении мер безопасности на Кавказе. Это особенно актуально на примере с Украиной, а также с Ближним Востоком, где поддержка Западом антиасадовской оппозиции в Сирии привела к тому, что наиболее радикальные группировки, изрядно подкрепившись на этой ниве, приступили к захвату соседних территорий. В результате, как мы видим, ситуация там выходит из-под контроля, развивается не по предусмотренному Западом сценарию.

Министерство обороны США требует отодвинуть войска России от границы с Грузией, и это требование является частью официальной позиции США, недовольной последними событиями в Абхазии — а именно, приходом к власти нового президента и заключением военного соглашения с Россией. С другой стороны, США будут планировать некие шаги, направленные на дестабилизацию российского Кавказа с использованием грузинского плацдарма. Разногласия двух стран по Украине подтолкнет Вашингтон к тому, чтобы вновь «попробовать» решимость России на Кавказе. Однако не стоит ожидать, что ситуация может накалиться, как в 2008 г. В связи с украинским кризисом сейчас наблюдается новая тенденция: США исходят из того, что неправильное поведение администрации Буша во время событий 2008 г. в Грузии и нынешние события в Украине — это звенья одной цепи. Они полагают, что Россия не получила отпора в 2008 г., и это стимулировало рост ее амбиций. Поэтому заявление министерства обороны США включает очень важный момент: США начинают ставить вопросы не просто по Украине, но и вообще по отношениям России с ее соседями. И это приведет к расширению политико-стратегического нажима на Россию.

На примере Ближнего Востока отчетливо просматривается признаки того, что союзники по альянсу имеют разное видение той или иной ситуации в глобальной политике, либо разнятся их экономические интересы. Имеются расхождения между Францией и Великобританией, Германией и США и т.д. Особенно ярким примером служит отказ Германии поддержать операцию в Ираке. К тому же, 6 из 28 стран НАТО не соблюдают принцип финансирования оборонной сферы не менее 2% от размера ВВП.

Между тем, ближневосточный пример, как и украинский, важен для государств Южного Кавказа. Он напоминает региональным элитам, что чрезмерная вовлеченность в западные проекты ни к чему хорошему не приводит. Ведь следование им Грузии уже привело к потере ею территорий в 2008 г. В дальнейшем ситуация может развиваться по такому же сценарию, что должно насторожить закавказские элиты и заставить их адекватно оценивать сложившуюся ситуацию, делать из нее соответствующие выводы. Пока еще есть время.
Беседовала Яна Амелина, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

Кавказский геополитический клуб (КГК) -многопрофильная площадка, призванная объединить ведущих экспертов Северного Кавказа и Закавказья в сфере геополитики, а также общественно-политической и религиозно-идеологической проблематики. Деятельность Клуба не ограничивается исключительно «кавказскими» рамками. Среди важнейших направлений ежедневной экспертно-аналитической работы КГК — прикладные вопросы глобализации, СКФО/ЮФО/Закавказье, Крым, Турция, Иран, радикальный исламизм и т.д. Презентация Клуба прошла 20 ноября 2014 г. во Владикавказе в рамках научно-практической конференции «Геополитика Большого Кавказа в контексте ближневосточного и украинского кризисов». Секретарь-координатор КГК — политолог Яна Амелина.

На фото: «Импровизация» Айры Кабуловой (фрагмент)