Праздничный мир Владикавказа
…Войсковой праздник отмечали во Владикавказе 23 года подряд вплоть до революции 1917 года… Воскресить страницы истории взялся краевед Феликс Киреев:
— Мы рассказывали о дореволюционном празднике Древонасаждения, который в нашем городе отмечали каждой весной. А какой день был праздничным для Терского войска, ведь Владикавказ до революции был столицей ТКВ?
— 25 августа (7 сентября по новому стилю). Более трех веков казаки существовали на берегах Терека, находясь в боях и походах. У них даже не было времени устраивать праздники. Лишь к концу XIX века, когда в крае утихли выстрелы, казаки стали задумываться об учреждении единого войскового праздника. 11(24) декабря 1890 года последовал Высочайший приказ об утверждении войсковых праздников для всех казачьих войск.
— Почему выбрали именно этот день — 25 августа?
— 25 августа 1859 года русские войска штурмом взяли аул Гуниб и пленили имама Шамиля. Этот день считается окончанием войны на Восточном Кавказе. Уже вскоре после этого события было образовано Терское казачье войско в том виде, каким оно пришло к 1917 году. 25 августа также отмечается Православной Церковью как день перенесения мощей святого апостола Варфоломея, мученически убитого на Кавказе. Такое вот совпадение.
— В каком году терцы впервые отметили свой Войсковой праздник?
— 25 августа 1891 года. Ровно 125 лет назад. Так что 2016 год — юбилейный.
— Как проходил праздник?
— Первое время — скромно, так как не было плана мероприятия. Лишь 26 июля 1894 года Наказной Атаман ТКВ генерал Коханов утвердил церемонию Войскового Круга Терского казачьего войска, посвященного Войсковому празднику. С этого времени праздник отмечался по утвержденному плану почти в неизменном виде (менялись лишь действующие лица) вплоть до 1917 года (23 года подряд).
— Можно восстановить ход праздника?
— В 1894 году праздник, например, прошел так: в 8.30 утра к дому Наказного Атамана прибыли назначенные части ТКВ — две пешие сотни от 1-го и 2-го Сунженско-Владикавказских полков, конный взвод от 1-го Кизляро-Гребенского полка и войсковой оркестр с хором. Эти части расположились на площади перед атаманским домом. Атаманский дом сохранился на территории военного госпиталя по улице Церетели.
Парадом командовал войсковой старшина 1-го Сунженско-Владикавказского полка Ляпин, а главным распорядителем всей церемонии был начальник штаба ТКВ полковник Баторский.
К 9.00 на площади собрались все военные и гражданские чины войсковых управлений и учреждений, находящиеся во Владикавказе, а также 20 станичных атаманов и другие чины ТКВ, прибывшие на Войсковой праздник. К этому же времени в атаманском доме собрались офицеры и нижние чины — для несения войсковых регалий и ассистенты к ним.
В 9.00 к параду вышел сам Наказной Атаман ТКВ, держа атаманскую насеку в руке. При этом оркестр играл встречу, а войска брали на караул. Наказной Атаман обходил всех собравшихся, после чего войска брали на плечо, — начинался вынос из атаманского дома войсковых регалий. Оркестр играл поход, а войска брали на караул.
— Кто что несет, расписывалось заранее?
— Естественно. В 1894 году вынос регалий открывал отставной полковник Кулебякин, который при ассистентах подъесауле Пиеве и сотнике Хатаеве выносил ящик со 103 древними знаменами. Далее 53 урядника выносили различные знамена, последним было Георгиевское знамя, пожалованное Александром III Терскому войску в 1881 году.
Отставной полковник Солнышкин при ассистентах сотнике Базоркине и хорунжим Гладилине выносил мундир Александра II. Потом наступала очередь грамот. Войсковой старшина Шанаев выносил грамоту Анны Иоанновны 1734 года, подъесаул Белогорцев — грамоту Анны Иоанновны 1740 года, сотник Фролов — пять грамот Николая I, сотник Филиппов — десять грамот Александра II и так далее. Завершал эту торжественную часть полковник Попов с грамотой Александра III по случаю 300-летия ТКВ.
Затем наступал черед насек. Есаулы Чкония, Песковский и Скляров выносили три насеки, после чего наступал черед 36-ти пожалованных георгиевских труб.
Все регалии выносились из атаманского дома, с поворотом налево и выстраивались в две шеренги вдоль дома, тылом к нему и фронтом к войскам. Когда все было вынесено, Наказной Атаман поздравлял всех с Войсковым праздником и провозглашал «Ура!» Государю Императору, Государыне Императрице и Наследнику Цесаревичу, а оркестр играл «Боже, Царя храни». Затем начиналось шествие к владикавказскому собору Михаила Архангела (собор в годы революции был уничтожен, сейчас на его месте «серый» дом на улице Ботоева, напротив Дома кино), причем оркестр играл «Коль славен».
— Кто открывал шествие к собору Михаила Архангела?
— Всадники — конный взвод. Затем несли войсковые регалии в том же порядке, как и выносили их из атаманского дома. За ними шел Наказной Атаман, далее следовали по порядку — генералы, офицеры, гражданские чины, станичные атаманы, пешие сотни и оркестр. У ворот церковной ограды процессию встречало духовенство, Наказной Атаман прикладывался к кресту, после чего проходил в храм, куда также заходили генералы, офицеры и гражданские чины. В храме начиналась литургия. Тем временем регалии стояли на соборной площади в два ряда по бокам от входа в собор, а далее также располагались войска и оркестр. Из регалий в собор заносилась лишь грамота Александра III, пожалованная в 1881 году.
— Что было после литургии?
— Наказной Атаман, духовенство и чины войска выходили из собора. Наказной Атаман читал грамоту Александра III, после чего начиналось молебствие, по окончанию которого провозглашалось многолетие Государю Императору, Государыне Императрице и Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому. Провозглашалась Вечная память почившим Царям, Императорам и Императрицам, Вечная память воинам российским, павшим на поле брани, и многолетие христолюбимым войскам. Затем Наказной Атаман и присутствующие подходили к кресту, после чего духовенство обходило обе линии регалий и войска и окропляло их святой водой. По приказу Наказного Атамана командир парада давал команду к церемониальному маршу. По этой команде начиналось обратное шествие регалий и войск к атаманскому дому, где они вновь все выстраивались. После чего играл оркестр и, регалии вносились в атаманский дом. В 13.00 генералы, офицеры и гражданские служащие управления и учреждений войска, а также особо приглашенные лица собирались в атаманском доме на торжественный обед.
— Существовала ли очередность тостов?
— Конечно. Тосты произносились в таком порядке: за здоровье Государя Императора и Государыни Императрицы; за Наследника-Цесаревича — Атамана всех казачьих войск; за великого князя Михаила Николаевича (в 1894 году Наместник на Кавказе) и весь Царствующий Дом; за военного министра; за Войсковых Наказных Атаманов; за Терское казачье войско; за все казачьи войска; за всю российскую армию; за приглашенных гостей. Старший из присутствующих генералов войска провозглашал тост за здоровье Наказного Атамана. Во время всего застолья играл оркестр. После провозглашения тостов за Государя Императора и Императрицу оркестр исполнял «Боже, Царя храни!», при остальных тостах звучал марш, а войсковой хор пел «Многие лета!».
— Что в праздничный день происходило в нашем парке?
— Вечером в городском парке (ныне парк им.Хетагурова) устраивались праздничные народные гуляния, звучала музыка, небо озарял фейерверк.
— Были ли еще столь же масштабные праздники в нашем городе?
— Войсковой праздник ТКВ был одним из главных праздников Владикавказа. Многие горожане заранее собирались вокруг кафедральной площади, чтобы посмотреть всю церемонию. Казаки специально приезжали из станиц, ведь такое зрелище — весь цвет войска в одном месте — бывало лишь один раз в год!
Беседовала Мадина ТЕЗИЕВА, газета «Владикавказ»