Мост для удобства горожан

Владикавказ — это восьмой город в России, освоивший электрическое трамвайное движение. Мост под трамвайный путь через реку Терек во Владикавказе — памятник инженерного искусства нашего города. О том, удастся ли его сохранить и как это сделать, корреспондент издания беседует с архитектором, директором северо-осетинского филиала Российского Фонда культуры Сосланом Цаллаговым:

— Когда был построен мост под трамвайный путь через реку Терек на Пашковского?

-. В самом начале ХХ века (6 августа 1904 г.) бельгийская компания в лице своего агента и директора «анонимного общества» Луи Перро открыла в нашем городе трамвайное движение по узкой колее по двум маршрутам. Первый маршрут шел от железнодорожного вокзала до Кадетского корпуса через так называемый Чугунный мост. Второй маршрут шел по нынешней улице Карла Маркса через Терек, далее по нынешней улице Маркуса до Первой городской больницы. Вот для второго маршрута и потребовался надежный мост.

— Почему было принято решение сделать мост именно железобетонным?

— На Западе уже широко применялся железобетон и бельгийская компания решила строить мост именно в этом материале. В России железобетон делал тогда свои первые робкие шаги. В результате через Терек был построен железобетонный трехарочный мост длиной 80 метров, при длине каждого пролета 22,3 м. Как свидетельствует видный русский мостостроитель Передерий, это был первый железобетонный мост в России, тем более такой смелой конструкции и такого пролета. Мост упоминается в отечественных
учебниках по мостостроению как образец технического совершенства конструкций мостов того времени. Именовался он трехпролетным
железобетонным мостом со сплошными стенками.

— Горожан беспокоит безопасность моста, ведь он очень старый. Не легче ли полностью снести этот мост и построить на его месте новый?

— Мост является памятником инженерного искусства города Владикавказа. Для работы над этим объектом должны привлекаться специалисты-реставраторы в области железобетонных конструкций, потому что они обладают большим арсеналом приемов при выводе памятников из аварийного состояния. Кстати, в свое время в аналогичной ситуации оказалась Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинская церковь) — одно из старейших культовых зданий города. Были подписаны указы о сносе этого здания, пришлось вызвать из Москвы главного инженера реставрационных мастерских России Ровинского Григория Наумовича, и он профессионально объяснил, какие работы необходимо произвести, чтобы вывести памятник истории и архитектуры из аварийного состояния. С 1993 года по нынешнее время историческая реликвия благодаря этому существует. Так что у нас есть примеры.
В настоящее время конструкции моста на Пашковского требуют ремонтно-реставрационных работ, работ по благоустройству прилегающих территорий с правой и левой сторон моста, установку мемориальной доски, рассказывающей об его уникальной истории.
Беседовала Мадина ТЕЗИЕВА