Происхождение балкарцев

Изучение истории образования племен, народностей и наций, правильное истолкование происхождения и этапов формирования братских народов в их связи и взаимовлиянии относятся к числу насущных задач исторической науки.

Между тем изучение этой проблемы даже у народов, имевших с древнейших времен свою письменность и другие источники, представляет серьезные трудность. Что же касается возникновения и этапов формирования балкарского и карачаевского народов, то, несмотря на то, что вопрос этот давно занимал исследователей и привлекал внимание многих передовых русских ученых (проф. М. М. Ковалевского, В. Ф. Миллера и др.), он до сих пор оставался нерешенным. Из-за скудости достоверных источников ранняя история карачаевцев и балкарцев окружена легендами, имеет целый ряд версий и догадок.

Достаточно сказать, что об их происхождении выдвинуто более десяти гипотез. Жизнь давно уже показала, что чем меньше подлинных, достоверных данных, тем больше остается простора для домыслов и предположений. Причем нельзя не отметить, что если одна часть предположений и легенд порождена добросовестными попытками осмыслить на основе крайне скудных источников исторический процесс, то другая часть версий создавалась фальсификаторами с предвзятой целью извращения подлинной истории.

Одни предположения порождены пытливыми и беспристрастными историками, которые только из-за крайней скудости материала могли сбиться с правильного пути и оказались не в силах среди многочисленных племен и народностей рассмотреть истоки формирования балкарского и карачаевского народов. Другие же версии, наоборот, распространялись панисламистам и националистами целью извращения истории взаимоотношений между народами, противопоставления одних народов другим и т. д. Все это очень важно учитывать при разборе материалов, которые могут служить основой для установлений исторической правды.

Большинство ученых считает, что среди предков, от которых шло формирование балкарцев, были как местные, собственно “северокавказские” племена, так и аланы, кипчаки и болгары.

Таким образом, корнями своими балкарцы уходят в стародавние времена. В процессе формирования предки балкарцев прошли на протяжении многих столетий сложный путь своего развития, оказываясь в составе различных объединений и союзов родов и племен, взаимовлияя и сталкиваясь не только с родственными, но и с неродственными племенами и народностями. Вследствие этого на долгом пути своего формирования балкарцы приобрели целый ряд черт и признаков, являющихся, по определению проф. Н. А: Баскакова, в некотором отношении “общими и с болгарами, и с кипчаками, и с адыго-черкесо-кабардинцами, и со сванами”.

Следовательно, происхождение балкарцев является результатом многовекового исторического процесса, в котором отразились как общие внутренние закономерности становления и развития каждой народности, так и разнообразные взаимные влияния; смешение, перемещение различных этнических групп на Кавказе.

Правильное направление, взятое в 1959 году сессией Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института в разрешении вопроса о происхождении балкарцев и карачаевцев, позволило отвергнуть как упрощенные взгляды на этногенезе этих народов только как на простое перемещение издревле существовавших племенных образований, так и ошибочные представления о превращении одного народа в другой.

Изучение начального периода истории балкарцев показывает, что их образование, расселение и смешение с различными племенами являются не причиной, а следствием социально-экономического развития общества.

Изучая происхождение балкарцев и карачаевцев, советские исследователи исходят из того, что непрерывная цепь памятников материальной культуры у горцев Карачая, Балкарии и других свидетельствует о долгом и последовательном развитии этой культуры на месте.

Следы деятельности человека на территории Кабардино-Балкарии встречаются с незапамятных времен. Жизнь людей, начиная с первобытно-общинного строя, протекала здесь не урывками, а непрерывно; наблюдается смена и преемственность культур. На это указывают, в частности, глиняные миски из нижнечегемских и каменномостских могил, которые весьма сходны с мисками бронзовой эпохи, а также орнаменты на бронзовых щипчиках (пинцетах) и других предметах, которые не отличаются от орнамента у современных народов Северного Кавказа.

До последнего времени исторические памятники на Северном Кавказе обычно приписывались пришлым племенам и соответственно назывались киммерийскими, скифскими и т. д. Под эгидой больших, но непрочных, слабо спаянных военно-племенных союзов, объединявшихся и распадавшихся в зависимости от успехов завоевателей, местные племена и народности жили своей жизнью и сохраняли свой язык, являясь истинными носителями местной культуры. Но их история мало изучалась, несмотря на то, что именно культура древних коренных жителей Северного Кавказа является основой всех последующих культур. Нам даже неизвестны имена этих местных племен, живших еще с эпохи бронзы в горах, а также при киммерийцах, скифах и других иноземных завоевателях.

Не подлежит сомнению, что киммерийцы, скифы и другие племена привнесли в местную кавказскую культуру элементы своей. Однако данные археологических исследований в Кабардино-Балкарии показывают глубокую, устойчивую традицию кавказских культур.

Разбор источников позволяет предполагать, что, возможно, к числу коренных кавказских племен горной части Центрального Кавказа следует отнести овсов, имя которых встречается в некоторых документах. Осетины и сваны и поныне называют балкарцев осами, овсами. Причем осетины называют их также “ассон” – с оттенком уважения, как бы намекая на общность их происхождения от одних и тех же предков, далеких ассов. Сами же балкарцы и карачаевцы слово “алан” употребляют в смысле “товарищ”.

Проф. В. И. Абаев установил до двухсот общих элементов в осетинском и карачаево-балкарском языках.

Осетинские элементы в балкарском и карачаевском языках не могут быть объяснены простым распространением из нынешней Осетии. В этом случае количество этих элементов резко убывало бы с востока на запад и на далеком Баксане или в Каравае не было бы значительным. Между тем на Баксане и в Карачае аланизмов не меньше, чем в Чегемском и Черекском ущельях, причем некоторые из них не встречаются в Верхней Балкарии, расположенной по соседству с Осетией.

Отсюда проф. В. И. Абаев делает вывод: осетинские элементы в балкарском и карачаевском языках — не результат заимствования от современных осетин, а наследие старого смешения, происходившего во всех ущельях от Черека до Верхней Кубани и до Теберды.

В некоторых случаях в балкарском и карачаевском языках отложились даже более старые аланские формы, нем в современном осетинском: осетинское “амистол” (название летнего месяца) – балкарское “абустол” (от “апостол”); осетинское “дазкъан” – балкарское “сыган”, древнеиранское “сакан” (кизяк) и др.

Больше того. Целый ряд слов, которые распознаются как аланские, в осетинском исчез, а в балкарском сохраняется: “дорбун” (пещера), “лухдун” (дубина) и др.

Наконец еще один существенный факт: в Балкарии сохранился древнеиранский десятичный счет, который в Осетии уже исчез; его удалось зафиксировать только в некоторых дигорских районах, у пастухов, которые называют этот счет “балкарским”.

По своему оближу балкарцы и карачаевцы очень близки с горными осетинами и северными грузинами. Это обстоятельство следует учесть, так как тюркский язык балкарцев и карачаевцев дал основание многим исследователям считать их прямыми потомками монголов, пришедших на Кавказ с Востока. Анализ антропологических признаков балкарцев и карачаевцев, проведенный экспедицией Института экспериментальной морфологии Академии наук Грузинской ССР, исследования В. П. Алексеева и других авторов показали, что монголоидные элементы среди представителей карачаевского и балкарского народов отсутствуют.

Горных жителей Кавказа связывает не простое сходство, а глубокое родство по происхождению.

Все эти факты говорят о преемственности кобанской, аланской и балкарской культур.

Таким образом, вывод научной сессии Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института о том, что в образовании карачаевского и балкарского народов принимали участие местные северокавказские и ираноязычные племена (аланы), подтверждается данными языка, археологии, антропологии и исторических документов.

Наряду с местными северокавказскими и аланскими племенами, в образовании карачаевского и балкарского народов участвовали и тюркоязычные племена – болгары и кипчаки.

В VII веке нашей эры под контролем болгар находилась значительная территория как к востоку, так и к западу от Азовского моря. Но ядро этой территории составляло Восточное Приазовье, земли между Доном и Кубанью. В конце VII века часть болгар ушла на запад и осела в Придунайской равнине, растворившись в массе славян; другая часть переселилась на восток и образовала Волжско-Камскую Болгарию; третья, часть осталась в Приазовье и Придонье. Арабские и персидские источники называют их “внутренними болгарами”, древнерусская летопись и Константин Багрянородный – “черными болгарами”, а другие источники – кубанскими болгарами. Некоторые авторы предполагают, что черные болгары были первой тюркской “волной”, проникшей в горы Кавказа на рубеже VII – VIII веков.

На протяжении нескольких веков они жили среди местного населения и входили в состав “Аланского государства”. Очевидно, здесь тюркоязычные племена – черные болгары – смешались с носителями кобанской и аланской культур и, таким образом, выступили как один из предков балкарцев и карачаевцев. Но нельзя считать, что болгары были их единственными предками из тюркских народов.

Научная сессия Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института отметила, что определенную роль в образовании балкарского и карачаевского народов играло одно из западнокипчакских племен. Об этом свидетельствует ряд исторических документов.

Арабский писатель Ибн-аль-Асир, например, рассказывая о походе монголов на Северный Кавказ в 1221 – 1223 гг., писал, что через Дагестан монголы “направились в земли кипчаков…, и избили всех тех, которые сопротивлялись им”, и что остальные бежали; одни укрылись в болотах, другие в горах, а иные ушли в страну русских. Если учесть, что монголы прорвались на Северный Кавказ через Дербентские ворота, то станет понятно, что под болотами Ибн-аль-Асир мог подразумевать только заболоченное низовье Терека; что же касается гор, куда скрылась другая часть кипчаков, то ими могли быть только расположенные в непосредственной близости Кавказские горы.

Неопубликованная рукопись “Кабардинцы”, составленная в XIX веке, которая, по-видимому, опиралась на более ранние документы, подтверждает тот факт, что часть кипчаков укрылась в горах и смешалась с местным населением. С монгольскими завоевателями половцы-кипчаки, оказывается, вступили в борьбу не сами, а совместно с другими племенами Северного Кавказа.

“Много ясов или осов, много касогов или черкесо-адыгов, выступивших совместно с половцами… перебито; уцелевшие скрылись в горах”. Нет ничего удивительного в том, что уцелевшая часть половцев укрылась в горах, в землях тех, с кем они совместно выступали. По крайней мере, отдельные группы кипчаков нашли себе убежище в среде местного населения. Свидетельства документов, данные языка и другие обстоятельства подтверждают, что кипчаки относятся к числу предков балкарцев и карачаевцев.

Очень ценные данные для решения вопроса об этногенезе дает язык. По основным признакам современной классификации тюркских языков карачаево-балкарский язык (вместе с татарским, башкирским, ногайским, кумыкским) относится к кипчакской группе тюркской языковой семьи, содержащей вместе с тем и болгарские и в еще большей степени огузские элементы.

Однако карачаево-балкарский язык имеет и своеобразные черты, отличающие его от других кипчакских языков.

Поразительная близость кумыкского и в особенности карачаево-балкарского языков с языком половцев, запечатленном в известном письменном памятнике “Codex Cumanicus”, служит доказательством того, что карачаевцы, балкарцы и кумыки относятся к числу наследников половцев, или кипчаков. Наличие же в этих языках признаков языка болгар объясняется тем, что и “черные болгары”, находившиеся в южнорусских степях и на Кавказе еще до половцев, приняли участие в формировании балкарцев и карачаевцев.

Однако язык при всем его значении не может все-таки полностью определить вопрос о происхождении народа; нельзя не учитывать также культуру, быт, антропологический тип и археологические находки.

При решении вопроса о происхождении балкарцев и карачаевцев следует иметь в виду, что башкирская, чувашская и казахская музыка, по словам заслуженного деятеля искусств РСФСР Т.К.Шейблера, оказывается “сродни балкарской и карачаевской по ритмам” и по окончаниям и что в основе почти всех балкарских песен лежат народные лады, общие и кабардинскому и осетинскому народному творчеству. Отличие наблюдается в окончаниях.

Исходя из изученных материалов, научная сессия Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института 1959 года отвергла не имеющие исторической почвы версии о монгольском, крымском и турецком происхождении балкарцев и карачаевцев.

Сессия выразила несогласие с попытками изобразить балкарцев и карачаевцев в своем решении единодушно пришла к выводу, сто балкарцы являются древними обитателями Северного Кавказа и на протяжении многих столетий прошли общие с другими горцами исторические пути развития, что и обусловило известную близость их психологии, быта и культуры.

Что касается предков, из которых формировались эти народы, то карачаевский и балкарский народы образовались в результате смешения северокавказских племен с ираноязычными и тюркоязычными племенами. Из последних наибольшее значение в этом процессе имели, видимо, “черные болгары” и, в особенности, одно из западнокипчакских племен.