Кобанская Мадонна

Новое открытие археологов в Алагирском ущелье «проливает свет»
на неизвестную страницу древней истории Осетии

…Верховья Алагирского ущелья – один из самых живописных уголков горной Осетии. Густая синева неба, блеск снежных вершин, до которых, кажется, можно отсюда дотронуться прямо рукой, чистая, как слеза, и обжигающая зубы, как лед, вода стремительных бурных рек, роскошное пестроцветье заповедных альпийских лугов, воздух, который пьешь, точно вино, и никак не можешь им надышаться, – все это чарует, завораживает и властно заставляет человека, однажды побывавшего в этих местах, влюбляться в них навсегда…

Люди селились здесь, под облаками, с очень давних времен. Сторожевые башни, святилища, склеповые комплексы, могильники и остатки оборонительных укреплений эпохи позднего средневековья, раскопанные археологами в высокогорье Алагирского ущелья раннесредневековые аланские катакомбы – свидетели того, какой богатой и красочной была история этого района. А открытие, сделанное здесь в нынешнем полевом сезоне-2005 учеными Института истории и археологии РСО–А при СОГУ, которое смело можно назвать в масштабах республики научной сенсацией, теперь позволяет совершенно точно утверждать: верховья Алагирского ущелья были заселены уже по меньшей мере 3400 – 3200 лет назад. И жили тогда, в эпоху поздней бронзы, в этих местах древние кобанцы – племена скотоводов, земледельцев, искусных ремесленников, художников и воинов, создавшие ярчайшую культуру, которую исследователи по праву считают «выдающимся явлением европейской цивилизации и одной из мировых художественных вершин своего времени».

Кобанские могильники и поселения в Алагирском ущелье пытались искать уже давно. Археологи недоумевали: раз в соседних районах горной Осетии – в Дигории, в Тагаурии, в Куртатинском ущелье – следы бытования кобанской культуры неоднократно фиксировались (пусть даже в виде случайных находок), то почему же тогда их нет тут? Ведь эти места были ничуть не менее подходящими для того, чтобы в них селился древний человек… И в июле нынешнего года, во время разведочных раскопок, проводившихся в верховьях Алагирского ущелья отрядом археологической экспедиции Института истории и археологии при Согу, исследователи расчистили грунтовую могильную яму, находившуюся на глубине около полутора метров от современной поверхности, которая оказалась, к изумлению археологов, полностью сохранившимся, нетронутым раннекобанским комплексом – одним из погребений обнаруженного здесь могильника. Судя по всему, занимающего довольно обширную площадь.

– Значение этого открытия для науки очень велико. Прежде всего, потому, что это вообще первый раннекобанский могильник, найденный на территории Алагирского ущелья. Материалы такого типа датируются серединой XIV – началом XII в.в. до нашей эры, – рассказывает Хасан Чшиев, начальник Эльхотовского отряда археологической экспедиции Института истории и археологии при СОГУ, специализирующийся на изучении истории древних кобанцев. – Необычно и другое. Уже стало почти аксиомой, что в горах раннекобанские могильники представляют собой захоронения в так называемых каменных ящиках – то есть, иначе говоря, погребальные ямы, в которых находили «последнее пристанище» умершие, обкладывались плоскими камнями. А кобанцы из Алагирского ущелья в ту эпоху, получается, хоронили своих умерших просто в грунтовых ямах – практически так же, как и представители позднего этапа этой культуры, жившие в предгорьях, на равнине. Захоронения именно такого типа были нами найдены на территории Кировского района. Кстати, почти однотипна в этих двух памятниках и ориентировка погребенных. Совпадает и еще одна деталь: в раскопанных нами кобанских погребениях в предгорной зоне Северной Осетии, датированных VIII – началом VII в.в. до нашей эры, мужчины лежат на левом боку, а женщины – строго на правом. Как и погребенная, найденная в Алагирском ущелье, а это была именно женщина. Что позволяет теперь говорить о прямой преемственности погребальной традиции от раннего времени бытования кобанской культуры до позднего – и потому тоже представляет для науки большой интерес.

… «Кобанской принцессе» из Алагирского ущелья, как уже успели «окрестить» эту неведомую прародительницу археологи, было, судя по ее неплохо сохранившемуся в горном суглинке костяку, около 30 лет. Дно овальной грунтовой ямы, в которой она покоилась, 3400–3200 лет назад застелили какой-то подстилкой (видимо, кожаной – об этом говорят бурые следы тлена, найденные в погребении), а саму умершую сверху тоже чем-то накрыли, прежде чем предать земле, – то ли плащом из кожи другого цвета, то ли тонкими досками. Лежала она с подогнутыми ногами и руками, согнутыми в локтях, – это классическая для кобанских погребений поза, которая, как считают ученые, имитировала позу ребенка в материнском чреве. Символика этого была прозрачной: умерший упокоивался во всепоглощающем и всевозрождающем лоне Матери-Земли, чтобы потом «обрести» новую, «иную» жизнь.

Для погребения женщину обрядили в праздничный наряд, надев на нее богатые бронзовые украшения – замечательные образцы ювелирного искусства раннекобанских мастеров. И, надо сказать, на наш современный взгляд, мода в те далекие времена была довольно-таки своеобразной. В области пояса погребенной нашли массивный бронзовый крючок, закрученный в виде двух спиралей-волют. Он мог выполнять функции поясной пряжки, а может быть, носился и как нагрудный знак. И, как полагают археологи, это украшение – амулет несло весьма серьезную сакральную смысловую нагрузку. Не исключено, что оно могло быть связано с символикой плодородия и извечного природного круговорота Жизни и Смерти, символом которого у многих древних народов служила именно двойная спираль.

Сопровождал эту женщину в «мир иной» и целый набор разнотипных бронзовых булавок. Интересно, что среди них – и булавка так называемой виловидной формы, подобные которой раньше находили только на территории Южной Осетии, в погребениях знаменитого Тлийского могильника, раскопанного профессором Багратом Теховым. На северном склоне Главного Кавказского хребта они археологам никогда еще не попадались. Подтверждение ли это связей между Алагирским ущельем и Тли, относящихся как раз к тому времени? Или просто очередное свидетельство того, что ранний период бытования кобанской культуры на территории нынешней Северной Осетии изучен еще недостаточно и таит в себе немало загадок?

Любопытно и то, что в числе булавок, украшавших наряд «кобанской принцессы», две парные, снабженные крестовидными навершиями и литыми отверстиями, – очень большие и массивные, длиной около 30 сантиметров. Не булавка, а прямо-таки целый стилет! Кто-то из археологов даже полушутя предположил: а может, кобанские «представительницы прекрасного пола» и вправду использовали эти оригинальные украшения… еще и в качестве «подручных средств самообороны»? Ну, а если всерьез, то попадаются они в памятниках этой культуры достаточно часто, и об их назначении между учеными идут споры: есть, например, мнение, что такие длинные и тяжелые булавки могли с равным успехом скреплять не только плотный шерстяной или кожаный плащ, но и женскую прическу.
На руках у погребенной были изящные бронзовые браслеты – тоже парные. Шею обвивали несколько ниток ожерелья из каменных, бронзовых, стеклянных бус и просверленных зубов какого-то животного – возможно, медведя. Дополняли убранство ее наряда бронзовые пронизи, а голову, как можно предполагать, охватывала тканая лента или кожаный ремешок, который украшали бронзовые височные привески.

И еще одно важное открытие подарило это погребение археологам: в нем были найдены отлитые из бронзы миниатюрные привески в виде птичек с покрытыми геометрическим орнаментом пышными хвостами, напоминающими по форме секиру. Скорее всего, они тоже представляли когда-то собой часть ожерелья или входили в систему других нагрудных украшений погребенной. Такая птичка, как пояснил Хасан Чшиев, – это не просто изящная безделушка, а целый сложный мифологический образ, с которым у древних кобанцев был связан так называемый культ птицевидных привесок, просуществовавший вплоть до скифского времени (более 40 подобных птичек, например, уже обнаружено в материалах Эльхотовского могильника). Считалось, что они впервые появились только в классический период развития кобанской культуры. Находка, сделанная в Алагирском ущелье, позволяет теперь «удревнить» эту дату еще, как минимум, лет на 300.

Отчего умерла эта молодая женщина? (Хотя, впрочем, в ту эпоху, когда замуж девушек выдавали, по нашим нынешним меркам, очень рано – в 15–14, а то и в 13–12 лет, – 30-летняя женщина, как правило, уже была почтенной матерью семейства, окруженной детьми, а подчас и первыми внуками – и соплеменники вряд ли бы назвали ее молодой). В погребении содержался ответ и на этот вопрос – причем ответ очень драматичный. В ногах у этой неведомой, у ее берцовых костей, археологи обнаружили захоронение младенца. Что дает веское основание предполагать: видимо, и эта «кобанская мадонна», и ее ребенок погибли во время тяжелых родов…

… Так что теперь на «археологической карте» Северной Осетии появился новый, очень интересный раннекобанский памятник, который, как надеются ученые, поможет им получить ответы на многие непроясненные еще вопросы, связанные с историей этой культуры. А что касается раскопок в Кировском районе, проведенных в нынешнем полевом сезоне археологической экспедицией Института истории и археологии при СОГУ, то в их ходе также был исследован ряд погребальных комплексов, относящихся к позднему этапу бытования кобанской культуры – предскифскому-раннескифскому времени. И находки они подарили археологам тоже весьма интересные. Среди них – бронзовый кинжал, бронзовые зооморфные привески (в том числе одна – в виде своеобразно стилизованной головы барана), прекрасно сохранившийся наконечник копья из железа очень высокого качества, вновь «засвидетельствовавший», какими искусными мастерами по металлу были древние кобанцы, замечательная керамика… Но одной из самых ярких находок в этом ряду стали костяные псалии – детали конской узды, которые в современном обиходе принято называть трензелями. Это уже второй случай, когда их обнаружили в погребениях Эльхотовского могильника, – что лишний раз подтверждает: древние кобанцы были не только великолепными металлургами, литейщиками и ювелирами, но и конниками, отлично знакомыми с самыми «передовыми» по тем далеким временам приемами верховой езды. И, судя по всему, своим воинственным современникам – скифам, «царям степей», они в искусстве наездничества и тренинга лошадей отнюдь не уступали.

В следующем полевом сезоне раскопки кобанских погребений на территории республики специалистами института тоже непременно будут продолжены. И, как можно надеяться, им удастся прикоснуться к новым тайнам этой древней культуры. Культуры, приводящей ученых в восторг уже почти сто двадцать лет, с тех самых пор, как с ней впервые широко познакомился научный мир – но скрывающей в своей ярчайшей истории еще немало «белых пятен»…

Е. КОВАЛЕНКО.

Газета «Северная Осетия»