Вместе прошли три державы…

Поколение победителей: Матрена Скрыпник

Военному связисту Матрёне Михайловне Скрыпник в этом году исполнится 93 года. Матрёна Скрыпник — коренная моздокчанка, до войны работала в «Горзеленстрое», выращивала фрукты, виноград, овощи… На фронт была призвана летом 1942 года.

Узнав причину моего визита к ней накануне Дня Победы, Матрёна Михайловна начала читать стихи, потом повторила их ещё раз, и я понял, что это — не возраст, а память сердца. Поэтому начну её рассказ со стихотворения, которое сама она и сочинила:

Понятие было ценное — гордое звание
бойца.
Наш командир Писаренко был нам
роднее отца.
Вместе прошли три державы в грозном
суровом бою
И на земле Братиславы дали победный
салют.

«Летом 1942 года после кратковременных курсов армейских связистов направили меня в отдельный батальон связи аэродромного обслуживания, в котором я и прослужила до конца войны, — рассказывает Матрёна Михайловна. — Прошла путь от Кавказа через всю европейскую часть страны, Румынию, Венгрию и встретила Победу в Братиславе. К сожалению, территорию самой Германии наш батальон обошёл стороной. Конечно, аэродромы располагались вдали от линии фронта, поэтому потерь среди связистов практически не было. Но страшно было частенько, особенно когда самолёты не возвращались с задания. Об этом мы узнавали первыми, потому что о моменте вылета самолёта на задание и о его прилёте на аэродром мы немедленно докладывали в штаб. Невернувшихся, особенно в первые годы войны, было много, так что много было и печали. Больно было наблюдать, когда свободные от полётов лётчики, высыпав на лётное поле, долго всматривались в небо: вдруг прилетит?.. Помню один случай, когда пилоты ликованием встретили вернувшийся с задания самолёт, да ещё с пассажиром! Оказалось, что лётчик покинул подбитый самолёт на парашюте и оказался в открытом поле, а его ведомый приземлился и спас товарища.

У связистов частенько из-за обрывов проводов возникали проблемы. Тогда катушку за спину — и бегом по проводу в поисках обрыва. В любую погоду, днём и ночью. Это было на границе с Румынией: связь со штабом прервалась часа в три ночи. В тот период здесь вовсю орудовали банды бандеровцев, вели они себя хуже немцев! Иду по проводу с катушкой за спиной, а сама думаю: вдруг порыв организовали, чтобы захватить «языка»? Но всё обошлось: нашла место обрыва, соединила концы провода и благополучно вернулась в часть.

Чётко помню несколько военных эпизодов: первый, когда мне присвоили звание ефрейтора (случилось это в Венгрии); второй, когда объявили благодарность от Верховного Главнокомандующего; третий, когда пришла весть о Победе. Мы, связисты, об этом узнали первыми, но салютовать нам не удалось, так как связь в тот день была загружена до предела».

Свои боевые награды — медали «За оборону Кавказа», «За победу над Германией» и орден Отечественной войны I степени — Матрёна Михайловна получила уже после войны. Вернувшись с фронта, она вновь пришла в «Горзеленстрой» и работала там вплоть до выхода на заслуженный отдых.

Живёт она сегодня одна, из родных и близких — один племянник, который работает в Минводах. Он навещает бабушку редко, но звонит каждый день по сотовому, который сам ей подарил. Помогает славному ветерану войны в повседневной жизни соцработник.

Здоровья вам, Матрёна Михайловна, и спасибо Вам за Победу!
С. Манукянц

 http://vestnik.mozdok.org/news/pomnim_grokhot_ognja_pomnim_dalnie_strany_kazhdyj_god_kazhdyj_den_opaljonnye_vojnoj/2013-05-08-10044