Взаимоотношения Северной Кумыкии с горцами в XVIII веке

М.-П. Абдусаламов, кандидат исторических наук

Рассмотрено и передано для опубликования решением общего собрания краеведческого общества «Анжи-Кала» от 05.02.2016 г.

В исторической литературе Северная Кумыкия получила название Засулакской Кумыкии. Так, по сообщению Н. Ф. Дубровина, «эта кумыцкая земля граничит на севере с южным рукавом дельты Терека, с востока — западным берегом Аграханского залива, с юга р. Сулаком и подошвою Андийского хребта, известного под именем Салатавских и Ауховских гор, и с запада Аксаем, землями Чечни и Тереком. Эта равнина имеет наклон с юго-запада на северо-восток. По ней протекают реки Аксай, Яман-Су, Ярык-Су и Акташ».

П. Гаврилов писал: «По народным преданиям, сын шамхала Тарковского Султан-Мут — от которого ведут свою родословную все существующие ныне кумыкские фамилии Кумыкского округа — получив во второй половине ХVI столетия удел из владения шамхалов и поселившись в нынешнем Кумыкском округе, управлял населением этого округа».
Султан-Мут захватил «земли между реками Сулаком и Тереком с нижней частью Мичикича и Салатавского округа до горы Керхи, что на границе Гумбета». На востоке его владение омывалось водами Каспия. Эндиреевское владение (резиденция Эндирей) на западе граничило с Салатавским союзом сельских общин». «Со смертью Султан-Мута владения его перешли к двум его сыновьям — Айдемиру и Казаналипу, — писал Н. Семенов. — Внуки и правнуки их, получившие в свои уделы земли, лежавшие вдали от Эндирея, покинули резиденцию своих отцов и переселились — одни в Яхсай (Аксай — авт.), другие в Костек и Кази-юрт». «Представителями княжеского рода Султан-Мута на Кумыкской плоскости являются одиннадцать фамилий: Казаналиповы, Темировы, Айдемировы, Муртузали-Аджиевы, Каплановы, Хамзаевы, Уцмиевы, Эльдаровы, Махтиевы, Алибековы и Арсланбековы», — сообщает Н. Семенов. Поселившись на Кумыкской плоскости в качестве полноправных владетелей ее, потомки шамхалов Тарковских внесли многие аристократические нормы сперва в жизнь, а потом и в правовые обычаи народа. Сами они представили собой первое, высшее сословие населения.
Царское правительство за «верность» жаловало феодалов деньгами, чинами, назначало некоторых из них своими «воеводами» в их же уделах, т.е. рассматривало князей как своих администраторов и представителей. Так, говоря о князьях эндиреевских, А. И. Ахвердов писал: «Из сих владельцев есть имеющие чины наши, как-то: майоры Муртазали и Устерхан Алишев, из коих первый имеет медаль, данную при коронации, золотую с бриллиантами, капитаны Арсланбек Айдемиров, Ибрагим Альбор Аджиев и Шефи Темиров, который имеет за Персидский поход медаль большую золотую на голубой ленте с портретом Екатерины II и с надписью «за храбрость и усердие».
Далее А. И. Ахвердов продолжает, что аксаевские князья «имеют нашей службы чины, подполковник — Муртазали Капланов, имеющий золотую медаль с бриллиантами, майор — Биарслан Эльдаров».
В зависимости от засулакских князей находились Карабулак, Аух, Качкалык, часть Чечни и Салатавия. «Они (салатавцы — авт.) до прибытия кумыков в настоящую Кумыцкую область уже на сих местах сидели, но питаясь большей частью овечьими стадами, кои зимой в горах не находят пастьбы, и будучи кумыками как заперты, сии причины уповательно принудили их по завоевании кумыками низовьев покориться сим последним, так что ныне андреевские (эндиреевские — авт.) и костюковские (костековские — авт.) князья, коим они подвластны, и земли их своими почитают», — писал А. М. Буцковский. Далее он отмечает, что «Сим князьям платят они дань баранами и хлебом и обязаны по вызову сопровождать оных в воинственных походах и всегдашней быть готовности к посылкам, платя сверх того за землю малую часть деньгами».
Земли Салатавии принадлежали разным кумукским княжеским фамилиям. Поэтому и подати разные общества платили разным князьям. Чиркеевцы платили засулакским князьям с каждого дома по одной корзине винограда или по 20 коп. серебром, от 50 баранов — по одному барану. Аналогичные подати зурамкентцы платили князьям Темировым; жители Гостала, Иха, Гуни и Бавтугая платили подати бию Муртузали Аджиеву; жители селений Инчхе, Хубар, Зубутли, Алмак и Дылым — биям Казаналиповым; миатлинцы — Хамзаевым и Паштовым; жители Чирюрта — Уцмиевым и Алибековым; буртунаевцы вместе с рядом чеченских селений — Каплановым и старшему эндиреевскому князю.

Ценные сведения о взаимоотношениях засулакских феодальных владетелей с Салатавией содержатся в документах XVIII в. Так, в ответном письме кизлярскому коменданту Л. И. Дебеугобрию в октябре 1751 г. эндиреевский владетель Алиш Хамзаев сообщает: «А оная Чирковская (Чиркеевская — авт.) деревня осталась после отцов наших нам и берем с них как отцы наши брали, так и мы, как с скота, так и со всего подати, потому что они подданные… наши и вам за них стараца не надлежит, или об них есть Е. И. В. указ, то прошу мне объявить, а если указу нет, то б за них вам старания никакого не предлагать». Данный документ свидетельствует, что чиркеевцы находились в зависимости от эндиреевских князей и платили им подати. Иногда из-за них между эндиреевскими и аксаевскими владетелями происходили ссоры. В целях предотвращения возможных междоусобиц, российские власти часто вмешивались во взаимоотношения засулакских князей с зависимыми обществами.

Так, в своем письме от 29 апреля 1782 г. кизлярский комендант А. М. Куроедов рекомендует чиркеевским старшинам и всему народу оставаться по-прежнему под властью эндиреевских владельцев: «С крайним неудовольствием я слышу, чтоб отступя от повиновения из коих над вами начальствуют Андреевские владельцы приступили к крайним им до самым пристать к стороне владельцев аксаевских на делание противностей стороне Андреевской, а как предприятие аксаевцев зависимо от междоусобия и противностей Е. И. В. в таком случае и писано такового предприятия оставить и ехать к аксаевским и Андреевским владельцам ко мне в Кизляр для разбирания и обидам удовольствия для чего и послать нарочные вам предписываю от повиновения андреевских владельцев ни как не отступать, а всегда пребывать в послушании, так как предки ваши находились паче же и с противней им стороны не приставать под опасением не упустительного от Е. И. В. гнева, …дабы впредь подобного делать никому повода не было, а кроме по долгу моему меря чинить к мщению за противности ваши не оставлю, да и не думайте, чтоб вы из под власти андреевских владельцев выйти могли в рассуждении… При сем том чиркеевцам, как старшинам, так и народу быть в повиновении у андреевских владельцев, ни, как и нам, а так как и предки их находились положенные подати платить, как искони определено… ».

Российские власти запрещали кумыкским владетелям вовлекать в свои междоусобицы подвластных горцев. По поводу этого, в своем письме от 11 декабря 1764 г. кизлярский комендант Н. А. Потапов эндиреевским владельцам Темиру Хамзину, Бамату Айдемирову и Аджи Муртазали Чопанову пишет следующее: «Уведомился я, что аксайской владелец Султанбек Магомед Уцмиев за смертью его жены взял за себя в жену вдову андреевскую владелицу, но вы в том ему воспрещаете и намерены аксаевские деревни его владения разорить, и в помощь себе призываете тавлинцев, то вам таковые междоусобные ссоры, как все вы в одном Е. И. В. подданстве состоите чинить отнюдь не следует, и накрепко запрещается важное всего горским тавлинцов на помощь в ваши ссоры призывать, накрепко воспрещаю…».

Следует отметить, что засулакские князья выступали посредниками в рассмотрении спорных дел между владетелями Дагестана и сельскими общинами. Так, в письме от 12 сентября 1767 г. эндиреевский владетель Темир Хамзин обращается с просьбой к кизлярскому коменданту Н. А. Потапову позволить ему помирить аварского владельца с унцукульцами: «Сим вашему превосходительству уведомляю, унцукульские тавлинцы состоят множество народы во время отцов и дед нашего Айдемира имели оные народы с нами присяги, чтоб их всегда нам помоществовать, аварской владелец состоит нам родней… а вышеписанные унцукульцы с аварским владельцем иногда жили, согласны, а иногда без согласия пред сим… А ныне аварской владелец с оными унцукульцами имеет неприятельство, и между собою друг другу многие обиды причиняли, хотя показанные унцукульцы просили меня, чтоб их с аварским владельцем примирить, токмо я без позволения вашего не вступился. …також и ныне они просили меня, якобы я в кумыки старшей владелец, чтоб для мирения их и посредство ехал к ним, …ежели от вас в том дозволено будет для мирения их ехать намерение имею…». В ответном письме от 18 сентября 1767 г. кизлярский комендант Н. А. Потапов поощряет желание Темира Хамзина стать посредником для примирения унцукульцев с аварским владельцем: «…для примирения унцукульских тавлинцев с аварским владельцем, ехать к ним и быть посредником от меня не возбраняется. Затем что оное состоит между вами соседственное и к вашей пользе принадлежащее, …то на себя подолгу обхождения вашего с ними приемлите…».

Документы свидетельствуют, что взаимоотношения засулакских владетелей с зависимыми обществами не всегда носили мирный характер. В рапорте подполковника Расланбека Шеидякова кизлярскому коменданту князю В. Е. Оболенскому от 27 апреля 1744 г. говорится о приготовлениях кумыкских князей к войне с тавлинцами: «…шамхал с андреевскими и с аксаевскими князьями намерение положили сего мая к 3 числу быть на Косе реку на совет к лучшему нападению на тавлинцев, …андреевской князь Адиль-Гирей …объявили, что де срок нам сошел съезжаться на совет к косе реке к разорению на тавлинцев на наших салатов (салатавцев — авт.), которые шамхалу Казбулату обиду учинили…». Иногда из-за стремления некоторых сельских общин Салатавии выйти из-под влияния засулакских князей происходили военные столкновения. Так, в письме Алиша Хамзаева кизлярскому коменданту А. П. Девицу (июнь 1749 г.) говорится о совместном выступлении эндиреевских и аксаевских владетелей против буртунаевцев: «… и означенных смиря всех, возвратно в свои жилища приехали благополучно». Спустя некоторое время (август 1749 г.), Алиш Хамзаев снова доносит в Кизляр, что он, «собравши своих подвластных, наехал на тавлинскую деревню Буртуну» (Буртунай — авт.), где у них была «драка», которая для эндиреевских князей закончилась менее удачно. Военные отношения между засулакскими владетелями и Салатавским союзом сельских общин строились на основе договора об одиначестве — союзе. Так, в апреле 1746 г. эндиреевские владетели заключили договор с гумбетовцами, салатавцами и «протчими горскими всеми поблизости их жителями», по которому «ежели какое будет нападение на андреевцев от персиян или от других сторон, то им всем неотменно споможение чинить».

Согласно имеющимся документам, в рассматриваемый период засулакские феодальные владетели пользовались заметным влиянием и в андийских сельских обществах. Так, в письме жителей Андийской деревни кизлярскому коменданту генерал-майору А. А. Ступишину от 15 февраля 1763 г. говорится: «… А в Дагистане владельцев состоит много; хотя и много, токмо мы кроме Алиш бека и покойного Каплангирея и детей его Ахметханбека и Алхас бека и брата их Ильдархан бека никаким владельцам не верим; и прежде сего мы в ваших послушностях были по их словам и рекомендациям быть послушными, а что же имеете с нами говорить, то извольте с ними говорить, владельцами нашими, что им угодно будет, то и нам угодно будет».
В зависимости от засулакских князей также находились ногайцы. Так, по свидетельству А. М. Буцковского, «ногайцы, остатки Большого и Малого Ногая, кочевную жизнь ведущие, коих аксаевским князьям принадлежащих 500, а андреевским (эндиреевским — авт.) и костековским около 600 кибиток». Далее он продолжает: «Андреевские во всем достаточнее аксаевских. Даней князьям никаких не платят, кроме налагаемых на них штрафных за убийство, драку и воровство, кои старшие князья собирают; засим дают вспомогательных воинов. Ногайцы сии кочуют на низовьях около устья реки Аксая, Ямансу и Казмы».

Князьям Засулакской Кумыкии кроме ногайцев, были подвластны и чеченцы, известные как ауховцы. По сообщениям А. М. Буцковского: «Аухи, так называются поселившиеся на землях кумыцких около вершин рек Агташа и Ярухсу карабулакские и частию чеченские выходцы, кои кумыкам дань платят баранами и в обязанности давать вспомогательных воинов». В первой четверти XVIII в. засулакские князья Айдемир Хамзаев и Мусал Чопалов владели «знатною частью чеченцев». В первой половине XVIII в. влияние аксаевских и эндиреевских князей постепенно распространяется на жителей Малого Ауха. Выше было сказано, что Качкалык находился в зависимости от засулакских владетелей. В «Записи устного доклада ротмистра Мансурова М.», составленной 26 июня 1762 г. перечисляются селения, подвластные аксаевским князьям во главе с Каплангиреем Ахматхановым: «Кошкельды, Курчилау, Науруз, Амир-аул, Нинберда, Осунгур, Малый Осунгур, Исысу, … Кихы».

Интерес представляет письмо кизлярского коменданта А. М. Куроедова от 17 июня 1782 г. аксаевским владельцам Эльдархану Султанмамутову и Султанбеку Магомед Уцмиеву, где говорится о том, что качкалыковцы должны подчиняться всем аксаевским владельцам: «…владельцам Ахмедхану и Алхасу Каплановым за качкалыковцам Ахмедхану в его бытность здесь словесно, а Алхасу и качкалыковцам через письмо строго подтверждено, дабы они владельцы Качкалыковцам приказали быть и сами качкалыковцы были бы в совершенном послушании не у одних у них Каплановых, но и у вас с прочими аксаевскими владельцами, а паче качкалыковцы послушествовали, и во всем должном они бы качкалыковцы вам и прочим аксаевским владельцам повиновались…». Как свидетельствуют документы, аксаевские и эндиреевские владетели, которые не жили в Чечне, а управляли подвластными им «мичкизами», ауховцами и карабулаками через посредство выборных людей, собирали подати с населения путем полюдья, т. е. сами приезжали для сбора дани. В свою очередь, кумыкские князья имели и ряд обязанностей по отношению к зависимым чеченцам: ограждать подвластное население от посягательств соседних феодалов, участвовать в разрешении сложных внутриобщинных дел, представлять вверенные им джамааты в делах, связанных с российскими властями.
Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что в рассматриваемый период власть и влияние засулакских феодальных владетелей не ограничивались рамками их владений и распространились на некоторые общества Северного Дагестана и Северо-Восточной Чечни: Салатавию, Анди, Карабулак, Качкалык, Аух и Мичикич.