Федар Таказов: Южные осетины сохранили еще более древний эпос, чем нартский

В мгновение ока разошелся сборник Царциатских сказаний, собранных в Южной Осетии, и подготовленных к печати Федаром Таказовым – филологом, мифологом, этнографом, автором словарей и учебников. Предлагаем вашему вниманию интервью с Федарам Таказовым:

— Чем вызван Ваш интерес к Царциатским сказаниям?

— Так как я занимаюсь мифологией, то, естественно, я искал материал именно по мифологии. И вдруг обнаружил, что больше всего мифологии даже не в нартских сказаниях и не в даредзановских сказаниях, а в царциатах. И тогда это меня заинтриговало, и я стал собирать все тексты, касающиеся царциат. И, таким образом, у меня получился сборник материалов по царциатам. Таким образом, я обнаружил, что если сравнивать царциатский эпос с нартовским, то, фактически, царциата тоже составляют законченные эпические сказания. Это такой же эпос, как и нарты, и даредзанта. Но так как у нас на севере никто никогда всерьез не обращался к царциатам, то, естественно, их воедино никто никогда не складывал и поэтому не обнаруживалось, что это – законченный цикл.

— Я не знала, что кроме Бегизовского варианта есть еще какой-то другой…

— Когда я стал собирать царциат воедино, обнаружилось, что они, по сравнению с нартами, делятся на два варианта: вариант Бегизовский и вариант Цабаевский.

— Они в какое время жили: Бегизов и Цабаев?

— Бегизов до сих пор жив, Слава Богу. Дай Бог ему здоровья и еще долгих лет жизни. А вот про Уасо Цабаева я мало что знаю, к сожалению. Знаю, что он в 60-х годах записывал царциатские сказания. Ценно то, что он записывал в самых разных уголках Южной Осетии и очень много – в Грузии: в осетинских селах. Он даже в Тбилиси записывал – тбилисских осетин. Цабаевские варианты никогда нигде не печатались. Они у нас в архивах сохранились. Ценно то, что Цабаев записывал сказания от 90-летнего сказителя, от 80-летнего, от 160-летнего…

— Ничего себе!

— Во всяком случае, он так утверждает. А кто его знает? Может, сказителю действительно было 160… Нам многое трудно себе представить.

— Чем отличается Бегизовский вариант царциатских сказаний от Цабаевского варианта?

— Бегизовский вариант – чисто мифологический, а Цабаевский вариант – социально-мифологический.

— А нарты?

— Нарты – героико-мифологический эпос. Поэтому-то в нартах больше выражено героическое начало, чем мифологическое. Мифологическое там только в символах, в завуалированной форме. А в царциатах эта мифологичность на первом плане. Героического там почти нет.

— Я очень медленно читаю по-осетински, но уже поняла, что там космологические вещи… Когда ты на русский переведешь?

— Да, Бегизовский вариант рассказывает о возникновении Вселенной и о возникновении жизни на земле. И об образовании Солнечной системы. Там говорится, каким образом Вселенная произошла. Даже о гравитации говорится.

— Откуда им тогда это было известно?

— Не знаю. Но им было известно, что Земля круглая. Что она в форме яйца, яйцеобразная. Что ее с космоса видно как круглую.

— Бегизовский вариант и Цабаевский рассказывают об одном и том же этапе развития царциат или о разных этапах?

— В Цабаевском варианте уже рассказывается о возникновении общества, развитии общества. Это уже другой этап фактически.

— Получается, что два варианта дополняют друг друга?

— Да. Они не просто отдельные эпические сказания, а как бы переход из одной системы (из одного уровня) в другой уровень.

— Часть Бегизовских материалов уже печаталась. Ты дал их в том же виде?

— В начале 90-х часть Бегизовских материалов начали печатать в «Фидиуаге». Но, к сожалению, материалы, которые печатались в этом журнале, были, по словам самого Бегизова, отредактированы самими сотрудниками журнала. Для науки представляют ценность неотредактированные материалы. Но редакторские правки можно вычленить. Сами сюжеты они не трогали. Главное для меня – сюжеты. Что касается перевода на русский, то я уже начал переводить. Многие, как ты, спрашивают: когда будет перевод на русский.

— Можно определить этническую принадлежность царциат?

— Сами сказители говорят, что царциата – те же самые осетины, просто они – предшествовали. Если анализировать содержание царциатских сказаний и нартовских, то фактически можно придти к заключению, что царциата намного древнее, чем нарты. Именно в царциатах описывается, как на смену верованиям пришли новые верования. И вот эта реформа отодвинула царциат и им на смену выдвинулись нарты.

— Как появление нартов объясняется в царциатах?

— В царциатах уже встречаются нартовские герои. Например, в Бегизовских вариантах они встречаются как дополнение или объяснение некоторых элементов. А в Цабаевском варианте на смену царциатам приходят ироны, а на смену иронам уже приходят нарты.

— Что из себя представляют ироны?

— В истоках цивилизованности этого общества, согласно сказаниям, стоял некий Кауказ. У него было 18 сыновей. Самого старшего из них звали Ирон. Тех, кто принимал идеологию этого Кауказа, стали называть по имени его старшего сына – Иронта. И у власти стояли именно потомки этого самого Ирона. Но когда последний потомок Ирона умер, то…

— А как звали жену Кауказа?

— Нарти! Так как у них было 18 сыновей, то от них тоже шли потомки. Но их называли потомками Нарти, в отличие от потомков Ирона. И вот когда на смену потомкам Ирона пришли потомки Нарти, то первым, кто пришел у них к власти, был Урузмаг. Много раз Шатана призывала его опомниться и продолжить дело Ирона-Кауказа, но… Урузмаг любил разгульную жизнь и все, что с этим связано. Когда он умер, то для того, чтобы все вошло в прежнюю колею, власть взяла в свои руки Шатана. Но против нее восстали Хамыц и Сырдон. Они потребовали отдать власть потомку Нарти – Батрадзу. В истории, ты знаешь, прослеживается постоянно, что аланы отдавали свои войска двум противоборствующим сторонам. То же самое и в эпосе прослеживается. Самая мощная армия была у иронов. И Батрадз начал давать их всем, кто их у него просил. В результате ироны уничтожали друг друга. Хотя уже не иронами они назывались, а всех их уже стали называть нартами, так как к власти пришли потомки Нарти.

— Кто захватил власть после смерти Батрадза?

— После смерти Батрадза власть захватили Хамыц и Сырдон, которые никак не могли поделить власть между собой, в результате чего разделили страну на две части. Восстала тогда одна из женщин – Хана. Она, Хана, убила и Хамыца, и Сырдона.

— Молодец!

— Так как Нартов было больше, то ее стали теснить к горам. И она ушла на место, где фактически была резиденция и крепость Кауказа. И она утвердилась там и сказала, что опять начинается эпоха царциат. В лице Нартов опять возвращаются царциата. Но придет такое время, что те, кто укрепились в горах, возьмут власть в свои руки и начнут победоносное шествие.

— Где географически располагалась страна царциат, или же страна Кауказа?

— Согласно сказаниям, страна царциат располагалась от одного океана до другого. И от севера до юга. И там даже говорится про правительницу Уолгу.

— Ольгу?

— И вот она, когда в одном месте обширной страны начался голод, чтобы спасти народ, двинулась на кораблях, везла им продукты. И вот корабль, на котором Уолга находилась, он затонул. И ее не успели спасти. И вот когда ее похоронили, вот эту самую реку в честь Уолги назвали Уолга – Волга.

— Все сказания вошли в ваш сборник или остались еще за бортом?

— Есть еще. И в архивах у самого Бегизова остались, и то, что в журнале было, не все я дал, потому что в средствах был ограничен.

— А в народе еще остались сказители, которые знают эти сказания?

— Не могу сказать. Потому что в Северной Осетии вообще не записывались эти тексты. Все фольклорные экспедиции, которые записывали в горах Северной Осетии, ни разу не спросили сказителей о царциатах. Я расспрашивал участников этих фольклорных экспедиций, кто еще в живых есть. Они говорят: «Нам и в голову не приходило спрашивать о царциатах». Не придавали значения. Они спрашивали только по нартам. Сказители всегда говорили только то, что их спрашивали. Они лишнее не говорили. Легенды по царциатам находились под табу.

Это было сакральное знание?

— Да. И поэтому когда их не спрашивали, они и не говорили. Дело не в сказителях, дело в собирателях. Сказители под табу. И просто так никто никогда из них не рассказывает.

— Федар, можно сказать так: царциатские сказания – это дошедший до нас эпос кобанцев?

— Да! У меня такое предположение, что царциата и есть кобанцы. Но это уже отдельная тема. Давай поговорим о ней в следующий раз.

Спрашивала Мадина Тезиева