Сбытчики оружия из ЧР были задержаны с поличным в кафе «Фруктовый сад»

Место встречи изменить нельзя: кафе «Фруктовый сад» на улице Юбилейной в Моздоке… Там сбытчики оружия из Чеченской Республики договаривались с покупателем о виде и стоимости двух автоматических пистолетов.

Перед тем один из «доброжелателей» из соседней республики реализовал в Моздокском районе пистолет Макарова. Но обо всем по порядку.

Предварительно договорившись, покупатель и продавец встретились на территории автозаправочной станции «Энергос» в г. Моздоке. По предложению прибывшего из ЧР Б. Закаева (он же продавец), сотрудника полка полиции УВО МВД по ЧР, на его автомашине оба проследовали в направлении федерального контрольного пункта милиции «Октябрьский», расположенного у административной границы с Чеченской Республикой.

Остановившись примерно в 300 метрах от него, продавец реализовал Р. Сидаеву пистолет Макарова и патроны калибра 9 мм за 70 тыс. руб. Убежденный, что всё прошло гладко, Б. Закаев несколько позже в телефонном разговоре предложил тому же покупателю автоматический пистолет Стечкина (АПС).

Продавец и покупатель договорились встретиться в кафе «Фруктовый сад» на ул. Юбилейной в Моздоке, куда Б. Закаев приехал на автомашине своего знакомого — второго фигуранта в купле-продаже оружия, жителя ст. Шелковской ЧР, 26-летнего Х. Айбатаева.

Тот по-дружески решил помочь сослуживцу с тем, чтобы и самому в будущем заняться сбытом оружия. Оговоренная сделка состоялась: покупатель приобрел автоматический пистолет Стечкина и 20 патронов к нему за 5,4 тыс. долларов США.

По схожему сценарию развивались действия в ходе сбыта второго АПС с боеприпасами. Неподалеку от кафе «Фруктовый сад» Б. Закаев и Х. Айбатаев в салоне автомашины реализовали его знакомому им уже покупателю за 4 тыс. долларов США.

Выступавший в роли покупателя Р. Сидаев — опер-уполномоченный ОРЧ-5 Управления уголовного розыска МВД РСО — Алания — действовал в рамках оперативно-розыскных мероприятий («проверочная закупка»). Сбытчики оружия из ЧР в итоге были задержаны с поличным.

Полностью признав свою вину и раскаявшись, Б. Закаев показал на судебном заседании, что в 1999 г. он неподалеку от дома нашел пакет с тремя пистолетами и патронами. В то время в Чечне шли боевые действия, поэтому решил оставить оружие себе для обеспечения личной безопасности.

Далее он описал известные уже факты реализации им, в том числе в присутствии Х. Айбатаева, двух АПС с боеприпасами. При этом он всячески выгораживал последнего, говоря, что тот всего лишь помог ему доехать до г. Моздока и о его намерениях сбыть оружие не знал (преступление, совершенное группой лиц, наказывается строже).

Х. Айбатаев в своих показаниях сообщил о тех же обстоятельствах сбыта оружия, о которых говорил на судебном заседании Б. Закаев, свою вину в указанном преступлении признал, заявив, что предварительно о сбыте оружия они не договаривались и средств от его реализации он не получал.

Кроме признания подсудимыми своей вины — она была подтверждена показаниями свидетелей: группы сотрудников Управления уголовного розыска МВД РСО — Алания, участвовавших в задержании Б. Закаева и Х. Айбатаева у кафе на ул. Юбилейной, а также присутствовавшими при этом понятыми, подтвердившими изъятие у задержанных оружия и 4000 долларов США.

Вина подсудимых подтверждена и представленными стороной обвинения письменными доказательствами, в том числе актами прослушивания аудиозаписей о месте, виде и стоимости оружия, сделанных во время его сбыта.

Обстоятельствами, смягчающими наказание Б. Закаева, суд признал полное признание им своей вины, раскаяние в содеянном, наличие на иждивении троих несовершеннолетних детей, неработающей супруги. Обстоятельствами, отягчающими наказание подсудимого, было признано то, что Б. Закаев совершил преступления, будучи сотрудником органов внутренних дел, и то, что сбыт оружия он осуществил в составе группы лиц — с Х. Айбатаевым.

При назначении наказания последнему суд признал смягчающим обстоятельством то, что он полностью признал свою вину и раскаялся в содеянном. В то же время преступление Х. Айбатаев совершил, будучи сотрудником ОВД (служил вместе с Б. Закаевым в полку полиции УВО МВД по ЧР), в группе лиц, что послужило обстоятельством, отягчающим его наказание. При этом учитывалось также то, что Х. Айбатаев по месту жительства характеризуется исключительно с положительной стороны. При наличии смягчающих наказание обстоятельств, как полагает суд, исправление Х. Айбатаева возможно без изоляции его от общества.

В итоге Б. Закаев приговорен к 1 году 6 месяцам лишения свободы в колонии-поселении. Х. Айбатаев также осужден к полутора годам лишения свободы условно с испытательным сроком в 2 года.
Е. БОРЗЕНКО,
старший помощник прокурора Моздокского района