Как через Южную Осетию провозят сельхозпродукцию из Грузии в Россию. Журналистское расследование

Комитет госбезопасности РЮО в текущем году обратил внимание на то, что с конца февраля серьезно увеличился объем вывозимой с территории Республики Южная Осетия сельскохозяйственной продукции (пищевая зелень) через пограничный пункт пропуска «Верхний Рук» на границе с Россией. 24 марта на этом пункте пропуска сотрудниками КГБ РЮО была задержана первая большегрузная машина с такой сельхозпродукцией. Груз пытались переправить на территорию Российской Федерации для дальнейшей реализации. Вторая машина с таким же грузом (шесть тонн петрушки, укропа, кинзы) была задержана там же в ночь с первого на второе апреля. С целью разъяснения ситуации и доведения ее до жителей Южной Осетии Комитетом госбезопасности был организован пресс-тур для местных журналистов.
Пресс-тур начался с осмотра задержанной ранее грузовой автомашины с партией сельхозпродукции, которая была доставлена на территорию КГБ для проведения дознания и выяснения всех обстоятельств дела. Как рассказал журналистам руководитель пресс-службы ведомства Александр Смирнов, согласно представленным водителем документам, данная сельскохозяйственная продукция значится, как произведенная на территории Южной Осетии. «Согласно соглашению между Российской Федерацией и Республикой Южная вся сельхозпродукция, произведенная у нас в республике, ввозится на территорию Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, в отличие от грузинской, которая официальным путем попадает Россию лишь после процедуры таможенного оформления и уплаты пошлин по обычным ставкам. Разница в конечной цене на товар в этом случае существенна», — пояснил он. При этом Смирнов заметил, что по документам, обнаруженным у водителя автомобиля, задержанная продукция на самом деле не была произведена на территории Южной Осетии, а была завезена из Грузии, а представленные документы являются подложными. В числе бумаг, изъятых у водителя грузовика, был фитосанитарный сертификат, выданный сотрудником Министерства сельского хозяйства РЮО, в котором указано, что местом произрастания направляющейся в Россию зелени является Республика Южная Осетия. Второй документ — таможенная декларация на вывоз из Южной Осетии 6 тонн зелени, также выдана в республике. То есть, партия сельхозпродукции оформлена в таможне официально. Третий документ — квитанция о том, что произведена оплата в карантинной службе за оформление необходимых документов. Согласно документу, в карантинной службе заплачено 500 рублей за необходимые действия по оформлению документов на груз. 
Таким образом, все документы выданы официальными госструктурами и имеют все необходимые реквизиты. Далее журналисты в сопровождении сотрудников КГБ РЮО поехали в Ленингорский район Южной Осетии для проведения журналистского расследования. Журналисты побывали в пункте упрощенного пересечения государственной границы Южной Осетии и Грузии в селе Раздахан (Мосабрун). Как известно, в соответствии с соглашением между РЮО и РФ о совместных усилиях по охране госграницы, непосредственно на линии югоосетино-грузинской границы находятся российские пограничники. Соответственно в местах пересечения границы в упрощенном порядке, также работают они. При этом, работа ведется в тесном взаимодействии с ПС КГБ РЮО, а вся информация о лицах, пересекающих госграницу, предается в Комитет. Через места пересечения границы в Грузией, согласно постановлению правительства Южной Осетии, имеют право выезда жители части населенных пунктов Ленингорского района РЮО, в основном- тех, где компактно проживает этническое грузинское население Республики. Если житель одного из этих населенных пунктов является гражданином Южной Осетии, он может выезжать в Грузию по своему югоосетинскому паспорту. Если же речь идет о постоянно проживающем в Южной Осетии гражданине Грузии, в этом случае он пересекает границу при наличии специального пропуска, выдаваемого через местное подразделение КГБ. Всего, по словам Смирнова, было подано более шести тысяч заявлений на получение пропусков, получить их смогли лишь около трех тысяч жителей Ленингорского района. Остальные получили отказ, поскольку постоянно в Республике не проживают. 
«Когда мы провели проверочные мероприятия, выяснилось, что лишь половина граждан, подавших документы, постоянно проживают на территории Южной Осетии. Сейчас мы выдаем не более семи пропусков в неделю, все кто хотел, давно их получили. Ажиотажа вокруг выдачи нет», — пояснил он. 
Далее речь зашла о том, каким образом грузинская сельхопродукция в больших объемах попадает в Республику. Оказалось, что реализация данной схемы оказалась возможной благодаря наличию лазеек в законодательстве.
«Согласно постановлению правительства РЮО, каждое лицо, пересекающее госграницу Республики на грузинском направлении, имеет право провоза с собой ручной клади для личного потребления. Это могут быть продуты, напитки, сельскохозяйственная продукция, вещи, и так далее весом не более 50 килограмм. Пользуясь этим, определенная группа лиц стала завозить продукцию с территории Грузии не только для личного потребления, но и для реализации на территории республики или вывоза на территорию России», — рассказал представитель комитета госбезопасности. 
Схема перемещения сельхозпродукции из Грузии в Российскую Федерацию выглядит следующим образом. Товар с территории Грузии завозится на территорию Южной Осетии мелкими партиями, по 50 кг. Далее складируется в Ленингоре, упаковывается, загружается в большегрузные автомобили. Потом, легализовав груз и получив на него необходимые ведомственные документы, его пытаются ввезти в Российскую Федерацию уже как сельхозпродукцию из Южной Осетии. Следующим пунктом назначения стала горная дорога, откуда просматривается участок нейтральной полосы между югоосетинским и грузинским пограничными постами. Как рассказал Смирнов, именно сюда приезжают микроавтобусы с людьми из Ленингора без груза, здесь загружается соответствующая сельхозпродукция — из расчета 50 кг на человека и возвращается на территорию РЮО.
«По нашей информации основной поток сельскохозяйственной продукции осуществляется с шести до десяти часов утра и потом с четырех до восьми часов вечера, до времени прекращения работы места пересечения границы», — рассказал он. 
По имеющимся данным, в последнее время из Ленингора в Цхинвал поступает примерно 18 тонн пищевой зелени еженедельно. Чтобы как то ограничить провоз сельхозпродукции на территорию республики, пограничники с начала марта ограничили число пересечений границы одним человеком — одно лицо может пересечь границу в обоих направлениях не более одного раза в день. Далее журналисты поехали в Ленингор для выяснения ситуации на местном рынке. В ходе разговоров с местными предпринимателями выяснилось, что все товары, в том числе бытовая химия, игрушки завозятся из Грузии. Исключение составляет мясомолочная продукция. Ее привозят из Цхинвала. Один из предпринимателей, торгующих фруктами и овощами — Заза Балашвили рассказал, что имеет документы, разрешающие ему заниматься предпринимательской деятельностью, но сертификатов на продаваемую продукцию у него не оказалось. Понятно, что Заза не имеет права продавать продукцию, завезенную из Грузии на территорию Южной Осетии, но, соответствующие органы вынуждены на это закрывать глаза. Отвечая на вопрос журналистов- почему он не закупает местные, произведенные в селах Ленингорского района зелень, овощи и фрукты, а везет их из Грузии, Заза лишь удивленно пожимает плечами, «так их просто нет».
«Никто не хочет их выращивать, да и не сезон еще,- говорит он. — Мы все понимаем, что людям на что-то нужно жить. Если конфисковать сейчас товар, завтра люди придут, и будут спрашивать — как нам жить, где нам взять овощи и фрукты?», — говорит сотрудник КГБ.
Смирнов также уверен, что прекращать массовый завоз из Грузии товаров через границу необходимо. Если ввести ограничения — югоосетинские производители будут заинтересованы в выращивании и реализации местных овощей и фруктов. В том числе зимой они смогут продавать сельхозпродукцию, выращенную в теплицах. 
«Пункт пропуска в селе Раздахан в свое время был организован для того чтобы обеспечить гуманитарные потребности населения Ленингора. Тогда не было прямой дороги в Цхинвал. Сейчас есть асфальтированная дорога, есть условия, связь, коммуникации. В принципе острой необходимости выезжать в Грузию у людей, считающих Южную Осетию своей родиной, уже нет. Чтобы повидаться с родственниками можно выезжать в Грузию через пункт пропуска Верхний Ларс на российско-грузинской границе. Надо понимать, что сейчас у Южной Осетии с Грузией никаких отношений нет. Не желая договариваться с нами о порядке прохождения и функционирования государственной границы, эта страна не озабочена проблемами своих граждан, живущих в Южной Осетии и фактически бросает их на произвол судьбы», — подчеркнул он. 
Дальше журналистов ждал сюрприз — сотрудниками КГБ РЮО в селе Раздахан была задержана грузовая машина с семью тоннами пищевой зелени. Журналисты, приехавшие на место задержания (территория бывшего винзавода) обнаружили очередную машину забитую мешками с сельхозпродукцией. Водитель машины утверждал, что он только перевозчик никакого отношения к самому грузу не имеет. Смирнов рассказал, что водитель должен был доставить груз в Цхинвал, но когда стало известно, что сотрудники КГБ осуществляется розыск таких машин, он вернулся обратно на базу чтобы передать товар обратно. 
По результатам журналистского расследования обозначилась следующая картина. Сегодня в Южной Осетии существует хорошо отлаженный, достаточно объемный канал доставки сельхозпродукции из Грузии в Российскую Федерацию через нашу республику с выдачей официальных документов о том, что продукция произведена в Южной Осетии. В данном случае — это организованная сеть международного характера. Люди, которые занимаются этим видом деятельности (а это и чиновники и предприниматели) видимо не осознают, что своими действиями они помогают нашим недружелюбным соседям.
Инга Чехоева
Постоянный адрес статьи:
http://cominf.org/node/1166504609