Саммит G20: лечение кризиса обойдется в $5 трлн
Лидерам «Большой двадцатки» (G20) удалось договориться в Лондоне о совместных беспрецедентных шагах по спасению глобальной экономики, выработать стратегию предотвращения кризисов в будущем и принять крупнейший в истории пакет конъюнктурных мер.
Главный итог — в течение полутора лет G20 направит 5 триллионов долларов на решение экономических проблем. Пятая часть этой суммы достанется Международному валютному фонду.
В G20 входят Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, ФРГ, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Корея, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Япония, а также Евросоюз, представляемый страной-председателем.
Преодолев серьезные разногласия, участники саммита достигли консенсуса по принципиальной реформе мировой финансовой системы, определив шесть основных моментов: увеличение ресурсов МВФ и выделение средств для помощи наиболее пострадавшим от кризиса странам; борьба с «налоговыми оазисами»; регулирование бонусовых выплат менеджменту компаний и банков; национальные пакеты конъюнктурных мер; ужесточение контроля за финансовыми рынками; обеспечение устойчивости национальных экономик.
Такие шаги, по мнению премьер-министра Великобритании Гордона Брауна, ускорят восстановление мировой экономики. По его мнению, это может произойти раньше, чем прогнозировал МВФ. В последнем прогнозе, опубликованном в конце января 2009 года, Фонд прогнозировал падение глобального ВВП на 0,5% в этом году и постепенное восстановление экономики в 2010 году до 3%.
МВФ не знал такого
Премьер-министр Великобритании на правах хозяина саммита рассказал по его итогам, что 5 триллионов долларов, которые планируется выделить на решение проблем национальных экономик, должны обеспечить рост производства на 4% и сделать его экологически чистым и энергосберегающим.
Как пояснил журналистам президент РФ Дмитрий Медведев, сумма в 5 триллионов долларов — это общая экспертная оценка, ее еще предстоит уточнить.
Однозначно G20 гарантирует выделение 1,1 триллиона долларов Международному валютному фонду и другим финансовым институтам. МВФ впервые за все время своего существования — с 1944 года — получит такие средства.
«Соглашение, которое мы достигли сегодня, предусматривает дополнительные ресурсы МВФ в размере 750 миллиардов долларов, из них 250 миллиардов — чтобы поддержать выпуск новых СДР», — сказал Браун.
СДР (специальные права заимствования) — расчетная единица МВФ, используются для регулирования сальдо платежных балансов, а курс СДР определяется на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллар США, евро, иена и фунт стерлингов.
Выделяемые МВФ средства пойдут на возобновление кредитования, рост экономики и создание рабочих мест. Браун пояснил, что 250 миллиардов долларов будет направлено на немедленную поддержку торгово-финансовой сферы. МВФ также будет задействовать золотые резервы для помощи беднейшим странам. Кроме того, развивающиеся страны получат больше голосов в международных финансовых институтах, что позволит увеличить их вес, в том числе в МВФ.
Конец налоговому раю и банковской секретности
Лидеры G20 договорились принять меры в отношении стран, в которых существуют так называемые «налоговые убежища». Многие страны мира обеспокоены уклонением от уплаты налогов с помощью оффшорных банков и требуют раскрывать тайну банковских вкладов по подозрительным операциям.
«Мы готовы предпринять меры, чтобы защитить финансы и финансовые системы. Эра банковской секретности закончилась», — сказал Браун.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в четверг опубликовала список стран, способствующий сокрытию финансовых махинаций. Среди стран, имеющих проблемы в этой сфере, Андорра, Лихтенштейн, Монако, Нидерланды, Панама, Сан-Марино и другие. Хуже всего, по оценке ОЭСР, дела обстоят в Коста-Рике, Малайзии, Филиппинах и Уругвае.
Без бонусов и премиальных
Важным решением G20 стало достижение договоренностей по новым правилам платежей и бонусов. Мировые лидеры, в частности президент США Барак Обама, неоднократно высказывались о недопустимости бонусных выплат менеджменту компаний, которые из-за своего критического финансового положения прибегли к государственной помощи.
«G20 договорилась по новым правилам платежей и бонусов», — сказал Браун.
Медведев уточнил, что в коммюнике стороны зафиксировали необходимость контроля за выплатами огромных бонусов в условиях кризиса.
Президент РФ рекомендовал руководителям российских компаний, получающих господдержку, и государственных компаний вести себя прилично и ограничить себя по размерам бонусов.
Медведев сообщил, что после возвращения в Москву даст соответствующие рекомендации правительству и вышеназванным компаниям.
«Я считаю, что наши уважаемые менеджеры, руководители этих компаний должны самоограничиться, даже если они уже приняли решение о выплате себе высоких компенсаций. Нужно эти решения поменять», — заявил президент.
Вернуть доверие — самое главное и самое сложное
Участники лондонского саммита договорились сделать все возможное для возвращения доверия к финансовой системе и ее регулированию. Они условились устранить противоречия между международными и национальными правилами, определяющими, в частности, состояние капитала в банковской системе.
«Они (лидеры «двадцатки») согласились усилить регулирование и наблюдение для всех системно важных финансовых институтов инструментов и рынков. Впервые это будет включать в себя такую важную составляющую, как фонды хеджирования», — сказал Браун.
Провал в работе хедж-фондов — фондов управления рисками — был одной из причин мирового финансового, а затем экономического кризиса.
Грамотный прогноз — уже полдела
Решено создать эффективную систему прогнозирования экономических кризисов, для чего будет сформирован новый Совет по финансовой стабильности. В него войдут страны G20, все члены Форума финансовой стабильности и Еврокомиссия.
«Совет должен будет таким образом изменить нашу регулирующую систему, чтобы финансовые власти могли идентифицировать и предпринять действия по предотвращению рисков. Он должен повысить регулирование и наблюдение за всеми системно важными финансовыми институтами, инструментами и рынками», — сообщил британский премьер.
Впечатления лидеров
Все участники саммита высоко оценили его итоги. Президент Франции Николя Саркози заявил, что саммит «превзошел все ожидания», а канцлер Германии Ангела Меркель назвала итоги переговоров «историческим компромиссом».
Дмитрий Медведев, сравнивая лондонскую встречу лидеров G20 с вашингтонской, назвал ее прорывной, даже несмотря на то, что стороны не смогли решить всех вопросов. Декларация, принятая G20, по оценке российского президента, содержит вполне конкретный набор тем и решений, касающихся преодоления глобального финансового и экономического кризиса.
Медведев подчеркнул, что Россия не отказывается от продвижения идеи о создании наднациональной валюты, и пообещал, что в формате G20 мировое сообщество еще вернется к обсуждению этой темы.
Сама РФ пообещала предоставлять помощь экономикам стран, пострадавших от глобального кризиса, однако еще не определилась с ее размерами. При этом Москва рассчитывает, что ее кредитные линии соседним государствам будут учтены.
После саммита Медведев увидел свет в конце тоннеля и шансы принять «целую совокупность решений, которые помогут выйти из «крутого пике» кризиса.
«Ряд тенденций в финансовой сфере, в сфере производства, которые существуют в большинстве стран, показывает, что мы не только катимся вниз, но и по каким-то моментам все-таки наступают элементы стабилизации», — сказал он.
Тем не менее, признает Медведев, говорить о том, что ситуация после лондонских решений кардинально поменяется, все же преждевременно.
Главней всего — погода в доме
Накануне саммита страсти кипели не только в стане антиглобалистов в Лондоне. Концептуальные расхождения между странами до последнего угрожали придать саммиту скандальную окраску, но, в отличие от мирового кризиса, с внутренним кризисом участникам G20 справиться оказалось проще.
Различия во взглядах на способы спасения мировой экономики достигли такой степени, что президент Франции Николя Саркози обещал досрочно покинуть площадку переговоров, если позиция Парижа об установлении жесткого контроля над финансовыми рынками и международными организациями не будет учтена в заключительном коммюнике. Однако через пять часов с момента открытия второго дня саммита, который начался рабочим завтраком лидеров G20, помощник президента РФ Аркадий Дворкович смог успокоить журналистов: претензии Саркози к итоговой декларации сняты, согласованное решение найдено.
Разногласия были и у США и ЕС — они вели активную дискуссию, чья политика по выходу из кризиса более эффективная, что спасет мировую экономику — накачка деньгами по американскому образцу или сдерживание расходов и контроль за финансовыми институтами по европейским стандартам.
Главное, что договорились
Эксперты не ожидали от саммита «двадцатки» каких-то радикальных, прорывных решений. Главное, по их мнению, что лидеры встретились, и им удалось договориться о совместных действиях.
«Это очень полезная встреча для принятия будущих решений. Сейчас, кроме солидарности и договоренности, что делать дальше, нечего и ждать. Слишком противоречивые у стран интересы», — сказал научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.
Главный экономист представительства Всемирного банка в РФ Желько Богетич также считает главным итогом Лондонского саммита усиление консолидации. «Кризис — глобальный, и он требует не только национальных, но и международных ответов», — говорит Богетич.
Эксперты считают важным и первое конкретное достижение «двадцатки» — решение об увеличении ресурсов МВФ.
Саммит «двадцатки» — это возможность для лидеров ведущих экономик обсудить проблемы, с которыми они сталкиваются, чтобы иметь глобальную картину. Это и возможность о чем-то договориться, например, об увеличении ресурсов МВФ, которые пойдут на поддержку наиболее пострадавших от кризиса стран», — сказал директор по макроэкономическим исследованиям Государственного университета Высшая школа экономики Сергей Алексашенко.
Оценивая угрозу протекционизма, Алексашенко сказал, что в современных условиях, когда японские автомобили наполовину состоят из произведенных в США компонентов и наоборот, торговые войны времен «великой депрессии» невозможны. «Сейчас невозможно закрыть рынок, не разорвав международные кооперационные связи. Я думаю, лидеры это хорошо понимают. Широкомасштабных торговых войн не будет», — полагает экономист.
До скорой встречи
Лидеры G20 сошлись во мнении, что им надо встретиться еще раз в текущем году, чтобы посмотреть, работают ли принятые ими меры. Правда, уже начали противоречить друг другу, где лучше это сделать.
Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони сообщил, что следующий саммит нужно провести в конце осени в Японии, а президент Франции Николя Саркози сказал, что он состоится в Нью-Йорке.
Следующая встреча лидеров G20 станет третьей за последнее время — в ноябре 2008 года саммит, также посвященный мерам по преодолению глобального кризиса, прошел в Вашингтоне.