Автор доклада об экспорте джихада предложила Кремлю усилить контрпропаганду ИГ

В России у «Исламского государства» есть организованное подполье, члены которого могут значительно повысить уровень террористической угрозы, поэтому страна остро нуждается в «умной пропаганде», чтобы у молодежи не возникало желания присоединяться к боевикам, считает автор доклада об экспорте джихада с Кавказа в Сирию Екатерина Сокирянская. 
«Кавказский узел» первым публикует текст доклада на русском языке. Англоязычная версия доклада Международной кризисной группы(ICG) «Джихад на экспорт? Северокавказское подполье и Сирия» опубликована на сайте организации сегодня. 
В докладе подчеркивается, что со второго полугодия 2014 года власти сократили отток радикалов, начав охоту как на вербовщиков и сборщиков средств для запрещенной в России террористической организации «Исламское государство», так и на потенциальных боевиков. Вместе с тем усилилось давление на умеренных салафитов, особенно в Дагестане. В Чечне, подчеркивается в документе, политика в отношении салафитов еще жестче.
«России нужно проводить эффективную дерадикализацию на Северном Кавказе»
По мнению Сокирянской, России нужно проводить эффективную дерадикализацию на Северном Кавказе — не «давить» умеренных салафитов, а радикалам создать условия для выхода из подполья.
«Нужна умная пропаганда, которую будут вести люди с авторитетом среди салафитской молодежи. Вместо того чтобы травить таких как Хамзат Чумаков — имам, который осуждает ИГИЛ и насилие, нужно сотрудничать с ними, защищать их. А мы видим, что в Ингушетии на него совершили покушение, и вряд ли кто-нибудь будет наказан», — отметила Екатерина Сокирянская. 
Хамзат Чумаков — авторитетный религиозный деятель Ингушетии. 11 марта около мечети в Назрани взорвался автомобиль. По словам очевидцев, случившееся было покушением на имама Чумакова. Взрыв произошел после запрета главы Чечни Рамзана Кадырова на диалог с салафитами и угрозы в адрес Чумакова и другого религиозного деятеля — Исы Цечоева. Если они попробуют прочитать проповедь в Чечне, то «у них полетят головы», заявил Кадыров.
Екатерина Сокирянская критикует действия силовиков, которые используют методы профучета и практикуемой в Чечне «духовной паспортизации».
«Я надеюсь, что от этой практики откажутся. У меня мало надежды на Чечню, но я надеюсь, что в Дагестане есть понимание, что система профучета контрпродуктивна, что она радикализует молодежь, а пользы и эффекта от нее практически никаких», — заявила Сокирянская.
Постановка на профилактический учет в органах внутренних дел России лиц, склонных к совершению административных правонарушений и преступлений, является одной из мер индивидуальной профилактики правонарушений и рецидивов преступлений, говорится в опубликованном «Кавказским узлом» справочном материале «Профучет в МВД РФ». В Дагестане «эта практика принимает вопиющие формы», заявила ранее «Кавказскому узлу» Екатерина Сокирянская. 
«Члены подполья ИГ могут поднять уровень террористической угрозы в стране в разы»
В ближайшее время ожидать активизации «Исламского государства» на Северном Кавказе не стоит — силовики удерживают ситуацию под контролем, считает Екатерина Сокирянская. У ИГ есть внутри России подполье, хотя и малочисленное, но при небольшой финансово-логистической поддержке способное «поднять уровень террористической угрозы в разы».
«Время от времени теракты, ассоциирующиеся с ИГИЛ и инспирированные ИГИЛ, будут проходить на территории Российской Федерации», — отметила Екатерина Сокирянская. 
По мнению Сокирянской, необходимо создавать условия разочаровавшимся в идеях террористической организации для возвращения в мирную жизнь.
«Нужно создать комиссии по адаптации по примеру той, что работает в Ингушетии, и которые смогут содействовать процессу возвращения и реинтеграции в мирную жизнь», — отметила Сокирянская, подчеркнув, что тюремные сроки для них не должны быть большими. Она привела пример молодого человека, вернувшегося в Чечню из Сирии, он получил девять месяцев лишения свободы, а затем активно участвовал в контрпропаганде властей. 
В сентябре 2011 года глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров подписал указ о создании комиссии по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность на территории Республики Ингушетия. Подобные комиссии работают и в других регионах Северного Кавказа.
По мнению Сокирянской, метод контрпропаганды актуален и для европейских стран, где некоторые беженцы, в том числе и чеченцы, вовлеклись в ряды ИГ, так как не интегрировались в новое для них общество.
«Они чувствуют себя гражданами второго, третьего сорта, они не интегрированы и не могут принимать активное участие в жизни этого общества, будучи далеко от дома, они тоскуют по родине, у многих потерян смысл жизни, они в состоянии депрессии. Их очень мало что связывает с реальностью тех стран, где они живут, поэтому они живут в виртуальной реальности», — заявила Екатерина Сокирянская. 
«Исламское государство» (ИГ, ранее ИГИЛ) признано террористической организацией в России, США и ряде других стран. В июне 2015 года ИГ заявило, что приняло присягу боевиков Северного Кавказа. В разделе «Справочник» на «Кавказском узле» подготовлен материал «Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ». Малоизвестные сведения об ИГ и свидетельства человека, побывавшего в его рядах, представлены «Кавказским узлом» в интервью «Путешествие в «Исламское государство» и обратно».
Источник: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/279237/