Экстремизм и коррупция на Кавказе набирают ход

После подписания Владимиром Путиным указа о создании Национальной гвардии в СМИ появилась информация о том, что полпред президента в СКФО может занять пост заместителя главнокомандующего новоиспеченного ведомства. Эту же информацию подтвердил источник КАВПОЛИТа в администрации президента. Точнее рассказал, что такой сценарий рассматривается. За два года работы полпредом президента в СКФО Сергей Меликов приложил немалые усилия для ликвидации многих болевых точек Северного Кавказа, но успехи в этом направлении оказались в лучшем случае локальными. 
Работа аппарата полпредства в СКФО наглядно демонстрирует, что попадание той или иной проблемы на контроль государева пока отнюдь не означает ее эффективного решения.
Два года назад назначение полпредом президента в СКФО генерал-лейтенанта внутренних войск Сергея Меликова вместо политика с бизнес-корнями Александра Хлопонина было однозначно воспринято как признак того, что политика Кремля на Северном Кавказе меняет вектор — с делового на силовой.
Этот прогноз подтвердился лишь отчасти. В отличие от своего предшественника, Сергей Меликов действительно гораздо меньше времени уделял вопросам развития экономики СКФО, но это не привело к их удалению на второй план.
Соответствующие функции федеральный центр возложил на министерство по делам Северного Кавказа во главе с Львом Кузнецовым, а полпредство благодаря этому смогло сосредоточиться на своей ключевой задаче — быть «государевым оком» в самом сложном макрорегионе России.
Судя по динамике возбуждения уголовных дел антикоррупционной направленности, с этой задачей полпредство под руководством Сергея Меликова справляется довольно успешно.
Несколько дней назад на межведомственном совещании в Нальчике была обнародована соответствующая статистика за 2015 год: на территории СКФО выявлено 1873 коррупционных преступления, или на 11,6% больше, чем годом ранее; ущерб от этих преступлений превысил 4,4 млрд рублей.
Но если говорить об эффективности этой работы с точки зрения приговоров для коррупционеров, то результаты антикоррупционной кампании пока совершенно не впечатляют. Как сообщил на совещании в Нальчике заместитель генпрокурора РФ Иван Сыдорук, реальные сроки за коррупцию получили в прошлом году всего 57 человек, или 7,6% фигурантов уголовных дел по соответствующим составам.
При этом Северный Кавказ продолжает оставаться самым коррумпированным регионом России: доля коррупционных преступлений в структуре преступности составляет 2,5% — больше всего по стране.
Увеличение числа выявленных антикоррупционных преступлений совпало с новым всплеском экстремизма на Северном Кавказе. На первом месте здесь по-прежнему находится Дагестан — по данным Портала правовой статистики, в прошлом году здесь было зарегистрировано 679 преступлений террористического характера — более чем на 200, чем годом ранее.
Выступая с отчетным докладом перед Народным собранием Дагестана, министр внутренних дел республики Абдурашид Магомедов отметил, что за прошлый год количество зарегистрированных преступлений, связанных с организацией НВФ и участием в них, выросло на треть. 
Значительно увеличилось в прошлом году и количество зарегистрированных преступлений террористического характера в Чечне (с 121 до 208), Карачаево-Черкесии (с 41 до 69), Ставропольском крае (с 21 до 38) и Северной Осетии (с 7 до 10). Снижение этого показателя произошло только в Кабардино-Балкарии (с 157 до 110) и Ингушетии (с 64 до 54), но в целом по СКФО, по данным Crimestat.Ru, общее количество таких преступлений увеличилось с 883 до 1168, или на 32,3%.
Силовики против неплательщиков
Одним из направлений, где работа полпредства очевидным образом не принесла каких-либо значимых результатов, вопреки затраченным усилиям, стала платежная дисциплина в сфере ЖКХ.
За несколько месяцев до назначения Сергея Меликова полпредом президента в СКФО в правительстве РФ состоялось совещание по проблемам долгов за энергоресурсы на Северном Кавказе, которое стало точкой отсчета в новом этапе борьбы с хроническими неплатежами.
Суммы долгов, озвученные на этом совещании премьер-министром Дмитрием Медведевым, оказались астрономическими — 24 млрд рублей за электроэнергию и 50 млрд рублей за газ. «Это безобразие, конечно», — квалифицировал ситуацию глава правительства.
Спустя два года, на мартовском заседании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития СКФО, Медведев признал, что «ситуация далеко не самая лёгкая в этой сфере, она если и меняется, то очень медленно, а в целом ряде позиций наблюдается не прогресс, а регресс».
В частности, только за 2015 год задолженность за газ на Северном Кавказе выросла на 7 млрд рублей, а долги энергосбытовых компаний перед генерирующими компаниями на оптовом рынке достигли 32 млрд рублей.
Укрепление платежной дисциплины в ЖКХ Сергей Меликов неоднократно называл одним из главных направлений работы полпредства. В апреле прошлого года на межведомственном совещании о состоянии законности в сферах ЖКХ и жилищного строительства в СКФО было заявлено, что под руководством аппарата полпреда президента в СКФО регионами округа были разработаны и утверждены комплексные планы по ликвидации сложившейся задолженности.
Однако спустя год заместитель полпреда Сергей Милейко на совещании в полпредстве признал, что реализация этих планов идет с низкой эффективностью.
«Несмотря на все усилия, ситуация с долгами продолжает ухудшаться», — заявил Сергей Меликов на последней правительственной комиссии, отметив, что решения, принятые на памятном заседании комиссии в конце 2013 года, не выполняются.
Не помогло и усиление контроля со стороны правоохранительных органов — массовое возбуждение уголовных дел по нарушениям в отрасли и активизация кураторов со стороны силовых структур в энергокомпаниях (о чем их представители неофициально говорят уже довольно давно).
По итогам последнего заседания комиссии Сергей Меликов внес очередную серию предложений по укреплению платежной дисциплины в ЖКХ: провести мероприятия по инвентаризации задолженности, организовать проверку Счетной палатой газовиков и энергетиков, усилить меры по борьбе с потерями энергоресурсов, обеспечить надлежащий учет их потребления и т.д. Чего-то принципиально нового в этих инициативах нет — похожие предложения высказывались и раньше.
Поэтому можно с уверенностью предположить, что коренной перелом в борьбе с неплатежами в ЖКХ на Северном Кавказе в скором будущем не произойдет, а внятной стратегии действий в этой сфере так и не появилось.
Юбилей в ручном управлении
Одним из главных начинаний, которые полпредство президента в СКФО под руководством Сергея Меликова может уверенно записать себе в актив, стало празднование 2000-летия Дербента в сентябре прошлого года. Именно полпредство выступило главным «мотором» юбилея, регулярно подгонявшим неспешных дагестанских чиновников, которые, кажется, сами до конца не верили, что праздник вообще состоится.
Для Сергея Меликова, выходца из Южного Дагестана, высокий уровень празднования юбилея Дербента был принципиально значимым вопросом. За несколько месяцев до этого мероприятия он не раз посещал город, лично курировал ход работ и неизменно критиковал местное начальство за неудовлетворительное состояние инфраструктуры.
Еще в начале прошлого года, когда стало понятно, что все намеченные планы по реконструкции Дербента реализовать за несколько месяцев не удастся, было принято решение продлить юбилейную программу до 2018 года. 
Причем в ходе одного из визитов в Дагестан Сергей Меликов подчеркнул, что дальнейшее выделение средств будет зависеть от того, насколько качественно будет проделана работа перед юбилеем.
Сентябрьский праздник действительно прошел на высоком для дебютного мероприятия уровня и получил неплохую прессу, а спустя несколько недель Дербент посетил Дмитрий Медведев и остался увиденным вполне доволен. Но вопрос о том, какое продолжение получит прошлогодний юбилей, по-прежнему открыт.
Ключевым мероприятием расширенной юбилейной программы этого года должно стать строительство в Дербенте набережной, которая здесь фактически отсутствует. Еще в конце прошлого года стало известно, что на этот проект планируется выделить из федерального бюджета 443 млн рублей.
На 22 апреля назначены общественные слушания, которые не обещают быть простыми, поскольку все участки в районе будущей набережной давно розданы в аренду. Между тем куратор этого проекта, заместитель министра по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов, настаивает, что набережная должна быть построена уже в этом году.
Есть и серьезные проблемы в переселении граждан из ветхого и аварийного фонда, на который в Дербенте, учитывая почтенный возраст города, приходится значительная часть жилья. «Реализацию программы на территории Дербента фактически мы начали с января 2014 года, но за этот период реальных сдвигов нет. Из совещания в совещание от руководства города звучат какие-то отговорки, жалобы на отсутствие земли», — заявил премьер-министр Дагестана Абдусамад Гамидов в адрес администрации города всего через пару месяцев после юбилея.
Ускорить реализацию значимых для Дербента проектов явно помогло бы активное участие Сергея Меликова, но после прошлогоднего юбилея полпред посетил город с официальным визитом всего один раз, в середине января.
«Эйфория от юбилейных торжеств уже прошла, а проблем, которые надо решать, меньше не стало», — признал Сергей Меликов и попросил дербентцев учесть, что мы живем в сложное время и не требовать от нового главы города Малика Баглиева и его команды сиюминутного решения всех накопившихся проблем.
Между тем сейчас у дагестанских чиновников в связи с Дербентом появилась новая затея, которая требует едва ли не столько же энергии, как строительство объектов к юбилею. Речь идет о предложении изобразить древнейший город России на новой купюре в 2 тысячи рублей, которую планирует выпустить ЦБ.
Реставрация на скорую руку
Еще одним знаковым объектом, оказавшимся на персональном контроле Сергея Меликова, стал Кисловодский курортный парк, который на протяжении многих лет весьма «творчески» осваивался местными властями и бизнесменами.
Масштабы самовольного строительства и незаконной торговли на территории парка давно стали притчей во языцех, руководство города и Ставропольского края с этим ничего поделать не могло, поэтому в ситуацию пришлось вмешиваться лично полпреду. 
Административные решения относительно Кисловодского парка были приняты довольно быстро. Еще год назад президент России подписал ряд поручений, связанных с его развитием, а Сергей Меликов сообщил, что на его территории решено создать особо охраняемый объект федерального значения — национальный парк.
Вскоре после этого правительство утвердило программу мер по сохранению парка до 2020 года, включая создание специального федерального бюджетного учреждения для управления им.
Прошлой весной утверждалось, что в реконструкцию парка будет вложено порядка 800 млн рублей, и деньги из федерального бюджета Кисловодск действительно получил очень быстро. Однако качество их освоения оказалось неудовлетворительным.
За несколько дней до открытия после реставрации знаменитой Каскадной лестницы стоимостью 60 млн рублей выяснилось, что подрядчик забыл или не захотел сделать ливневую канализацию, и в результате накануне торжественного открытия лестницы потребовалось проводить дополнительные ремонтные работы».
Нарекания вызывает у жителей города и реконструкция Главных нарзанных ванн — одного из символов курорта.
«Федеральный бюджет — не дойная корова, и хотелось бы впредь избежать подобных ситуаций. Вы просто не представляете, с каким трудом на сегодняшний день эти копейки нам даются. Вплоть до доклада президенту Российской Федерации с убеждением верховного главнокомандующего эти деньги выделять», — негодовал Сергей Меликов на совещании в Кисловодске в конце марта.
Отметим, что похожая ситуация в прошлом году возникла и в Дербенте. Реконструкция главного символа города — крепости Нарын-кала — велась в пожарном порядке и в ущерб качеству, что вызвало резкую критику многих специалистов-историков, археологов и архитекторов. Еще одной «горячей точкой» юбилея стал парк имени великого азербайджанского поэта Низами.
Все эти факты складываются в довольно неутешительную картину. На верхних этажах «вертикали власти» полпредство президента в СКФО может решать непростые задачи, связанные, к примеру, с выделением средств федерального бюджета или ускорением тех или иных давно назревших решений.
Но чем ниже уровень вертикали, тем слабее становится исполнительская дисциплина, и в процессе исполнения нужные решения оборачиваются привычными штурмовщиной и кампанейщиной с предсказуемо низкими качеством и эффективностью.
Северному Кавказу не привыкать жить одним днем, но в условиях сокращения государством горизонта планирования (с переходом от трехлетнего бюджета к однолетнему), наряду с чудовищной коррупцией и нарушением прав граждан эта ситуация еще больше усугубляется и не имеет очевидных решений.
http://kavpolit.com/articles/polpreda_ne_hvatilo_na_vseh-25144/