«Комсомолец» уйдет с молотка?

Здание, в котором располагается кинотеатр «Комсомолец», является одним из старых на бывшем Александровском проспекте во Владикавказе. Построено оно было в 1877 году и принадлежало вдове надворного советника Александре Аксеновой.
В 1907 году домовладелица сдала его в аренду концессионерам прославленной французской кинокомпании «Братья Патэ», решившей открыть в столице Терской области один из своих синематографов. Дела у французов пошли бойко: владикавказцы с удовольствием посещали сеансы, а мировые киноновинки выходили на экраны почти одновременно с Москвой.
В 1911 году после утверждения новых строительных норм, ужесточивших технику безопасности в кинотеатрах, кинематограф «Патэ» обзавелся дополнительным отдельным помещением, специально приспособленным для кинопоказов. Так называемый большой зал кинотеатра вмещал около 400 зрителей и полностью соответствовал тогдашним нормам безопасности. После Октябрьской революции кинотеатр «Патэ» был национализирован. А с 1923 года сменил и название. Сначала — на безликое «Государственный кинотеатр № 2». Потом — на «Советское Кино № 2». Затем — на «Горец». И, наконец, в апреле 1935 года на его фасаде появилась вывеска с названием «Комсомолец».
Весь советский период своего существования это был один из самых посещаемых кинотеатров в столице республики. В том числе благодаря своему особому статусу: «Комсомолец» специализировался на показах детского и юношеского кино. Здесь на протяжении десятилетий велась большая и разносторонняя просветительская работа с юным зрителем, проводились кинолектории, встречи молодежи с республиканскими и российскими мастерами кино, тематические абонементные кинопоказы, рассчитанные на самую широкую аудиторию: от непоседливых дошколят, которых мамы и бабушки водили сюда «на мультики», до старшеклассников и студентов. Кинотеатр тесно сотрудничал со школами, домами пионеров, республиканскими творческими союзами…
Проблемы кинотеатра начались в 1990-е годы, когда при остром кризисе в отрасли кинотеатры стали убыточными. Какое-то время «Комсомолец» выживал в качестве видеосалона, предлагая посетителям фильмы по выбору, но подобная практика приносила минимальный доход, и вскоре кинотеатр закрылся. Здание, которому в то время было уже около века, начало разрушаться: протекала крыша, гнили полы.
Тем не менее судьбой его были обеспокоены не только владикавказцы. Будущее «Комсомольца», который считается на сегодня старейшим сохранившимся кинотеатром в России, волновала и многих кинематографистов за пределами республики. Вопрос о необходимости реставрации старейшего в стране кинотеатра не один раз поднимал известный российский историк кино, создатель Музея кино Н.И. Клейман.
В 2002 году при Министерстве культуры РФ получила развитие программа «Кинотеатр российского фильма», по которой в каждом крупном городе (столице края) должны были создать кинотеатр для проката отечественных фильмов. В этом списке Владикавказ шел первым во многом благодаря «Комсомольцу».
В те годы между министерствами культуры РФ и Республики Северная Осетия-Алания был заключен четырехсторонний договор, по которому «Комсомолец» должен был быть реконструирован, и на его базе должна была открыться Северо-Кавказская синематека, которая бы стала единственной на Северном Кавказе. По данному договору Министерство культуры РФ передало республике оборудование (кинопроекторы системы «Долби», кресла для зала и т.д.), по тому же договору республика взяла на себя обязательства по ремонту здания «Комсомольца».
В 2003 году и в 2005 году оборудование было привезено. Однако здание так и не было отремонтировано и продолжало ветшать.
Не имея средств на его содержание, с 2012 года кинотеатр регулярно выставлялся на торги, однако попытки его продать либо блокировались общественностью города, либо оказывались безрезультатными по причине отсутствия покупателей.
Был, впрочем, за все это время и светлый период в истории кинотеатра, когда стараниями его директора А. Тебиева были возобновлены показы, и даже в аварийные залы потянулись зрители.
В настоящее время ОАО «Кинотеатр «Комсомолец» является республиканской собственностью и вновь выставлен на торги. Дальнейшую судьбу кинотеатра мы попросили прокомментировать врио министра госимущества и земельных отношений Северной Осетии Руслана ТЕДЕЕВА:
— На сегодня кинотеатр включен в план приватизации и выставлен на торги за 22 млн 700 тыс. руб. К сожалению, у республики просто нет денег на его восстановление. Единственное, чего мы смогли добиться, это косметического ремонта фасада. При этом внутри здание пребывает в аварийном состоянии. Поэтому единственным вариантом его сохранения является приход крупного инвестора. К сожалению, должен отметить, что покупателей на него не так много: во-первых, по самым грубым подсчетам ремонт здания обойдется не менее чем в 40 млн руб., во-вторых, здание является памятником культуры, поэтому и в охранном свидетельстве, и в условии торгов прописано обременение: профиль здания должен быть сохранен. Т.е. «Комсомолец» не может быть ничем другим, кроме кинотеатра. Только выполнив это условие, покупатель сможет получить это здание в пользование.
Как считают кинематографисты, закрепление в охранном обязательстве профиля здания кинотеатра уже во многом означает победу в борьбе за его возрождение. Согласно законодательству, теперь ни один из возможных частных владельцев не сможет ни снести его, ни переделать кинотеатр во что-либо более «выгодное».
Однако по-прежнему остается открытым вопрос о создании на его базе синематеки и кинотеатра отечественного фильма, как планировалось ранее. Актуальность этих программ на сегодняшний момент мы попросили прокомментировать историка кино, создателя Музея кино Наума КЛЕЙМАНА:
— Я по-прежнему считаю, что Владикавказ как центр всего Северо-Кавказского кино должен иметь свою синематеку. Мы должны показывать свою кинокультуру. Молодое поколение еще знает Эйзенштейна, потому что показывают периодически по телевизору фильм «Александр Невский», Тарковского немного знают, но больше потому, что о нем говорят, а не потому, что его много кто видел. А такие имена, как Пудовкин, Довженко, Барнет, молодежь совсем не знает. Совсем не дурно было бы знать свою классику. И, кстати говоря, надо показывать не только фильмы республик Российской Федерации, но и фильмы соседних государств, т.к. мы должны знать своих соседей и их историю. Не говоря уж о том, что каждый год в России выходят 5-6 замечательных игровых фильмов и несколько десятков документальных, которые до экранов страны просто не добираются. Это же абсолютно патриотическая миссия — приобщать людей к российской и советской кинокультуре.
Во-вторых, очень важный аргумент сейчас заключается в том, что социальная напряженность, как ни удивительно, возрастает от того, что люди недополучают социальные витамины, а именно те положительные эмоции, которых нет в массовой продукции. К сожалению, во многом массовый кинематограф построен на насилии, погонях, криминале и т.д. И целый ряд положительных эмоций, которые может воспитывать кино, люди просто не получают. Это меняет ситуацию в городе. Музей кино был социальным фактором в Москве, именно благодаря этому эффекту, помимо кинопросвещения, образования и т.д.
И третий аргумент, как мне кажется очень важный: Осетии надо где-то у себя воспитывать людей, которые будут делать осетинское кино. Ведь они вырастают из того, что они видели. Их багаж и опыт — это просмотренные фильмы. Сейчас во всех республиках начинается возрождение национального кинематографа. Появился калмыцкий кинематограф, появилось якутское кино, башкирское кино, и это интереснейшие картины. То есть народы России стали делать свое кино. Воссоздать осетинское кино, которое бы представило культуру, которая существует уже не первое тысячелетие, можно только воспитывая своих «выразителей», своих режиссеров, своих кинематографистов. Но чтобы эти люди появились, они должны быть интегрированы в мировой кинематограф, они должны знать и смотреть лучшие образцы. И, конечно, природа кино такова, что это можно делать только в кинозале, когда есть «чувство зала». Потому для Осетии, если она хочет развивать свое кино, необходим такой «питомник», где вырастут таланты.
osetiatimes.ru