Во Владикавказе состоялось совещание по актуальным проблемам преподавания предмета «Музыка»

18 января в Республиканском институте повышения квалификации работников образования (СОРИПКРО) состоялось совещание по актуальным проблемам преподавания предмета «Музыка» в образовательных организациях Северной Осетии.

Во встрече с учителями музыки со всех районов республики приняли участие министр образования и науки Северной Осетии Алан Огоев, художественный руководитель Северо-Осетинского государственного театра оперы и балета Лариса Гергиева, ректор Северо-Осетинского государственного педагогического института (СОГПИ) Людмила Кучиева, ректор СОРИПКРО Людмила Исакова. «Пусть девизом каждого педагога-музыканта, работающего с детьми, станут слова композитора Дмитрия Кабалевского: «Музыка учит людей понимать друг друга», — отметил министр во вступительном слове.
Об основных проблемах преподавания музыки в общеобразовательных школах рассказала педагог Фатима Цораева. Основной проблемой является то, что статус предмета «Музыка» в школах не высок: уроки музыки — в униженном положении. Один час в неделю — это очень мало, но и этот час зачастую используется не по назначению. Если проводится школьный субботник, то детей снимают именно с урока музыки и так далее. В республике не проводится предметная олимпиада по музыке, что очень роняет статус предмета. У родителей и детей создается представление, что это не очень важный и нужный предмет. Большой проблемой является и то, что нет единой программы по музыке. Катастрофическое положение с инструментами. Но даже в тех школах, где есть хорошие инструменты, не отпускаются деньги на настройщика и так далее, и так далее.
Лариса Гергиева рассказала о той большой работе, которая проводится в театре оперы и балета для приобщения детей к музыке, об участии школьников в оперных и балетных постановках, о работе студии «Золотой ключик» при театре. Лариса Абисаловна предложила создать музыкальный абонемент для отдаленных сельских школ республики. Это предложение с энтузиазмом было воспринято педагогами. Также она предложила совместно с министерством образования и науки реализовать проект он-лайн уроков по музыке из Мариинского театра.
Педагог музыки с двадцатитрехлетним стажем лицея станицы Змейская Кировского района Северной Осетии Светлана Алборова рассказала корреспонденту газеты «Владикавказ»: «Несколько лет в республике не проводятся олимпиады по музыке. В этом году мы получили приглашение принять участие в олимпиаде по МХК, но по музыке — нет. Это — очень большой минус. Олимпиады собирают детей, стимулируют их к углубленному изучению предмета. Дети любят олимпиады. Я по собственной инициативе в этом году провела олимпиаду по музыке на школьном уровне, но победителей я не могу послать на районную олимпиаду, потому что ее — нет. В прошлом году в Кировском районе была еще олимпиада по музыке, но на республиканском этапе ее уже не было. Победители школьного этапа ездили на районный уровень, а в этом году и этого нет. А ведь детям очень важно видеть, что все не замыкается только на школе. В республике традиционно большое значение придается хоровому пению, это хорошо. Но и здесь есть свои минусы. Например, положение по республиканскому смотру хоров приходит в школы очень поздно. Вокальная работа невероятно объемная, это знает каждый специалист. На смотр хоровых коллективов требуется по положению подготовить определенные произведения, определенной сложности. Но если Положение приходит к нам в феврале, а в марте — уже выступать, то подготовиться как надо при всем желании уже не получится. Прошу присылать Положение о смотре хоровых коллективов в октябре. Я об этом сказала на совещании. Что касается инструментов, то наша школа неплохо оснащена. Но с настройщиками — проблема. Я сама с абсолютным слухом, поэтому сама настраиваю инструменты, пока справляюсь».
Цель проведения встречи — усовершенствование музыкального образования в школах — была достигнута. Разговор получился эмоциональным, честным, открытым. Преподавание музыки в школах требует от учителя музыки глубокого освоения материала, новых методов и приемов обучения. В логической цепочке «музыка — учитель — дети» педагог-музыкант должен принять на себя роль мудрого посредника между ребенком и музыкой. В процессе развития певческой культуры учащихся, возрождения традиций отечественного хорового пения учителю музыки рекомендуется активнее использовать современные технологии развития слуха и голоса.
По словам министра образования и науки Северной Осетии Алана Огоева, музыка — это сложная учебная дисциплина, изучить которую можно путем практических занятий. «Я уверен, что каждый ребенок должен иметь возможность получить качественное музыкальное образование. Пусть девизом каждого педагога-музыканта, работающего с детьми, станут слова Дмитрия Кабалевского: «Музыка учит людей понимать друг друга». Школы должны выпускать в большую жизнь всесторонне, гармонично развитых людей, а не массу неграмотных в области музыки особей, воспитанных только на попсе и роке. Культура — основа экономики, а не наоборот.
Мадина Тезиева