Грузинский след российских терактов

В декабре 2005 года в Северной Осетии был взорван участок Транскавказского магистрального газопровода. По факту взрыва тогда было возбуждено уголовное дело по статье «теракт». Но найти виновных по горячим следам не удалось. Тем не менее, данные, спустя 4 года поступающие из зарубежья, позволяют сделать вывод о том, что этот и другие теракты на ключевых российских коммуникациях на Северном Кавказе имеют внешнее, а точнее, грузинское происхождение.

Как сообщил «Сегодня.ру» источник в грузинских силовых структурах, указанная акция на территории России носила заказной характер. К ее осуществлению был причастен сотрудник пограничной службы МВД Грузии по фамилии Арабули. Официально этот агент кормился на пункте пропуска через границу с Россией «Верхний Ларс», где имел хороший бизнес. Как сообщили источники в Тбилиси, с 2001 до 2005 гг. через этот пункт перемещались грузинские бизнесмены, с которых грузинские же силовики и снимали дань. Из России челноки везли зерно и семечки, а обратно на север — электрооборудование. С документами у них часто были проблемы. Обычно каждый из торговцев ежемесячно пересекал границу в обоих направлениях, сопровождая колонну из 5-8 большегрузных автомобилей, заполненных товаром. С каждого автомобиля грузинские пограничники и таможенники брали «тариф» в 1-2 тыс. долларов. Причем, суммы в размере от 10 до 15 тыс. долларов передавались пограничникам, включая лично Арабули — вице-полковнику пограничной полиции МВД Грузии, начальнику 7-го Управления ПП в Казбеги, его заместителю по оперативной работе Пиранишвили, а также начальникам смен таможенного поста — Циклаури и Мегерашвили.

Место службы на грузинском пункте пропуска было неспокойное. Обычно на таких должностях начальники быстро «прогорали». Кроме того, раньше здесь существовала обычная для Грузии ротация, когда с приходом нового начальства на «хлебные» места назначались родственники и приближенные. Но Арабули везло — местные жители рассказывали, что этот «предприниматель» работал на пункте пропуска продолжительное время, хотя по уровню материального достатка мог бы банально купить себе значительно более высокое место в Тбилиси. Секрет пограничного «долгожительства» Арабули прост — львиную долю собранных сумм он передавал руководству.

Интересно, что время от времени на пункте пропуска появлялись разведчики из отдела МГБ Грузии из приграничного селения Казбеги, чтобы «подкормиться». И тогда размер взятки автоматически повышался на $100 за одно транспортное средство. Эта «кормушка» приносила такой действенный теневой доход, что ее хотел взять под свой личный контроль военный прокурор Грузии Бадри Бицадзе — супруг экс-спикера парламента Грузии Нино Бурджанадзе, переметнувшейся ныне в лагерь оппозиции. Бицадзе, охочий до денег, не раз предлагал грузинским пограничникам выплачивать ему «вознаграждение» в размере от 10 до 25 тыс. долларов в месяц за «невмешательство» в оперативно-служебную деятельность пограничной охраны, но каждый раз наталкивался на непонимание и сдержанную ярость. Дело в том, что аферистов курировал тогда лично Михаил Саакашвили. Именно по его указке и был совершен теракт на сопредельной территории, организованный Арабули с привлечением грузинской агентурной сети в России.

Эти сведения выглядят вполне реально, если учесть, что помимо достижения в результате теракта политической цели — обострений российско-грузинских отношений, грузинский президент преследовал и цели личного обогащения. В частности, еще до взрыва на газопроводе (!) руководством Грузии изучалась возможность поставок из Ирана более дорогостоящего углеводородного сырья в случае «непредвиденного» прекращения его поставок из России. При этом по договоренности с властями США, разница в цене должна была быть компенсирована за счет финансовой помощи американцев, что, собственно, и произошло после диверсии. Но из суммы, выделенной на компенсацию разницы между стоимостью российского и иранского газа, от $15 до $30 с каждой тысячи кубометров было присвоено Саакашвили, о чем в Вашингтоне, естественно, не знали.

Кстати, уже в январе 2006 года в России были взорваны несколько участков магистральных газопроводов «Северный Кавказ — Закавказье» и «Моздок — Тбилиси». По факту взрывов на газопроводе в Северной Осетии прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 167 УК РФ (умышленное уничтожение или повреждение имущества). Наряду со взрывами произошла авария на ЛЭП «Кавкасиони», по которой в Грузию поступает электроэнергия из России. Ее причиной стал подрыв одной из опор линии возле Карачаевска. И тут же президент Грузии Михаил Саакашвили в обращении к нации назвал взрывы беспрецедентным актом и саботажем России против грузинской энергосистемы. Кампания ненависти набирала обороты.

 segodnia.ru