Таймураз Мамсуров: Статус директора школы должен быть равен статусу директора успешного предприятия
Открывая очередное заседание Совета по образованию, Глава РСО-А Таймураз Мамсуров отметил, что на повестке дня стоит очень емкий вопрос — состояние и перспективы развития системы общего образования в Северной Осетии, сообщает корреспондент ОСЕТИНСКОГО РАДИО. «Можно долго рассуждать о перспективах системы образования. Но нужно четко осознавать, что мы ограничены жесткими рамками федерального законодательства, которое мы обязаны соблюдать. Лишняя демагогия только вредит, а потому призываю всех членов совета быть реалистами и принимать решения, которые республике будет под силу выполнить», — задал тон предстоящему разговору руководитель республики.
За 15 минут, отведенные регламентом, министр образования и науки Северной Осетии Валерий Созанов в своем докладе сумел весьма подробно рассказать о преобразованиях, происходящих в образовательной системе республики.
В Осетии функционируют 211 общеобразовательных учреждений — это интернаты, лицеи, 5 гимназий, школы и детские сады, учреждения доп. Образования. В 58-ми учреждениях дополнительного образования различной направленности занимается более 58-ми тысяч детей и подростков. В школах республики обучается 81203 учащихся, работает 8245 учителей. За последние пять лет число школьников сократилось на 15%, но с 2012 года прогнозируется рост численности учащихся. В 180 школах введено изучение иностранного языка со 2 класса, информатики с 3 класса — в 132 школах. 49 инновационных школ республики включены в число лучших школ России.
За 2007-2009 годы в бюджет общего образования республики в рамках приоритетного национального проекта «Образование» дополнительно привлечено 430963700 руб., в том числе 62 млн. руб. на поддержку общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы и 346,9 млн. руб. на реализацию комплексного проекта модернизации образования. «Главным принципом бюджетирования системы общего образования стало ориентирование на результат, — заявил Валерий Созанов. — Это одно из основных системных изменений в развитии общего образования».
С 1 января 2009 года все общеобразовательные учреждения республики переведены на новую систему оплаты труда, устанавливающую зависимость величины заработной платы от качества и результатов. Средняя заработная плата учителей за I квартал 2009 года выросла по отношению к 2008 году на 17% и составила 8529 руб.
Затрагивая проблему ЕГЭ, министр отметил, что в 2008 году была проведена масштабная работа по увеличению формата ЕГЭ с 3 предметов в 2007 году до 12-ти в 2008 году. По результатам единого государственного экзамена в 2008 году в учреждения высшего профессионального образования поступило 82% выпускников, в том числе 17% наиболее подготовленных продолжили обучение в ведущих вузах страны. В то же время результаты независимой оценки в форме ЕГЭ выявили существенные проблемы в деятельности учреждений по обеспечению качества знаний. Результаты ЕГЭ показывают, что качество подготовки выпускников общеобразовательных учреждений остается низким. Это в определенной степени объясняется тем, что выпускники школ республики впервые сдавали экзамены по выбору в форме ЕГЭ. Особую тревогу вызывает состояние преподавания и качество подготовки школьников по предметам естественно-математического цикла. Результаты ЕГЭ 2008 года по данным предметам значительно ниже среднероссийских: по физике — 25,55% неудовлетворительных результатов, по химии — 23,73%; по информатике — 16,59.
«Проводя активную работу по улучшению качества образования, следует иметь в виду, что принимаемые меры, в том числе по значительному улучшению материально-технической базы школ, не могут дать быстрого результата, — считают в минобразования. — Относительно быстрый результат может быть достигнут при организации профильного обучения, причем с привлечением вузов».
Качество знаний обучающихся в значительной степени зависит от квалификации учителя. Практически все школы республики укомплектованы педагогическими кадрами. Высшее профессиональное образование имеют 82,7% учителей, Заслуженных учителей России — 49, Заслуженных учителей РСО-Алания — 149, Почетных работников образования — 292, кандидатов наук — 10, учителей, имеющих высшую квалификационную категорию — 17,6%, первую — 26,5%.
Вместе с тем в кадровом обеспечении системы имеются серьезные проблемы. При достаточно высокой обеспеченности учителями доля педагогов пенсионного возраста составляет 24,8%. Особую озабоченность вызывает возрастной состав учителей физики, из которых 33% пенсионеры и только 2% (6 чел.) — в возрасте до 25 лет, химии — 35,7 % пенсионеры, 1,2 % — до 25 лет. Не намного лучше положение с учителями математики, географии, осетинского языка и литературы, иностранных языков. Уже через несколько лет в системе образования может возникнуть существенный дефицит педагогических кадров, в первую очередь учителей физики, химии, биологии. «Северо-Осетинскому государственному университету необходимо вернуться к более активной работе по подготовке кадров для системы общего образования республики, в том числе совместно с органами местного самоуправления путем целевого набора», — порекомендовал Валерий Созанов.
Большое внимание руководством республики уделяется безопасности учащихся, сохранению их жизни и здоровья. Если в 2007 году для образовательных учреждений республики было поставлено 7 комплектов автоматической пожарной сигнализации (АПС), а в 2008 году — 55 комплектов на общую сумму 14,6 млн руб., то в 2009 г. планируется поставка 120-ти комплектов для оснащения муниципальных общеобразовательных учреждений. В 2008 году Правительством республики выделены финансовые средства в сумме более 4 млн. руб. на установку 12-ти комплектов в государственных образовательных учреждениях. Кроме того, Министерством образования и науки передано 20 комплектов АПС на сумму 7 млн 198 тыс. руб. в районы республики для оснащения муниципальных общеобразовательных учреждений. По состоянию на май 2009 года 111 учреждений оборудовано системой автоматической противопожарной сигнализации, из которых 43 — частично. Показатель оснащенности увеличился с 36,15% в августе 2008 года до 48,8%. Системой экстренной связи оснащено 105 объектов, 46,2% против 35,7% в 2008 году. Системами видеонаблюдения оснащено 17 объектов образования (7, 4%).
Несмотря на принимаемые меры и положительную динамику, материально-техническая оснащенность образовательных учреждений средствами противопожарной и антитеррористической защищенности не соответствует предъявляемым требованиям. В результате 15 общеобразовательных учреждений республики не имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности, в том числе: 8 школ Ирафского района, 6 школ Дигорского района, 1 школа в г. Владикавказе. Глава республики поручил заместителю председателя правительства Сергею Таболову, курирующему вопросы образования, взять эту проблему под личный контроль.
Горячим питанием в школах республики охвачено 23%. Двухразовое питание получают лишь 7,1% учащихся респуб¬лики. В 12,8 % учреждений пищеблоки отсутствуют. Если говорить о Владикавказе, по мнению министра образования, к значительному улучшению организации школьного питания в городских школах приведет реализация Федеральной программы «Школьное питание», участие в которой стало возможным благодаря победе проекта республиканского Министерства образования и науки в конкурсе, проводимом в рамках приоритетного национального образования. В 2009-2010 годах будет получено 87 млн 200 тыс. руб. на реконструкцию и оснащение технологическим оборудованием комбината школьного питания и школьных столовых г. Владикавказа. Успешность реализации проекта зависит от его своевременного софинансирования из средств бюджета г. Владикавказа.
Не остаются без внимания в республике и одаренные дети. Важным направлением работы с ними является олимпиадное движение. В этом учебном году на республиканском этапе по 20-ти предметам в олимпиадах участвовало 922 школьника, 146 стали победителями и лауреатами. Стабильно высокие результаты показывают учащиеся школ г. Владикавказа (69 призовых мест). Из 11-ти участников Всероссийского этапа двое — Алексей Федоров и Виктория Носик — удостоены дипломов II степени Министерства образования и науки РФ и серебряных медалей, что обеспечило им право зачисления без экзаменов в любой вуз России. Расширяется участие школьников республики в многочисленных научных программах: «Шаг в будущее», «Ступень в науку», «Юность, наука, культура», «Колмогоровские чтения» и других. В них ежегодно принимают участие более 1500 учащихся. За последние два года лауреатами и дипломантами заключительных федеральных этапов программ молодых исследователей стали более 70-ти представителей республики.
Из резервного фонда Президента Российской Федерации выделены средства в объеме 15 млн руб. на проведение капитального ремонта государственного образовательного учреждения «Республиканский физико-математический лицей-интернат». На базе этого учреждения с нового учебного года Министерство образования и науки планирует создание центра по работе с одаренными детьми, в том числе из сельских районов республики.
Серьезные сдвиги наметились в республике в вопросе обучения детей-инвалидов. Северная Осетия первой в Южном Федеральном округе приступила к организации дистанционного обучения детей-инвалидов на дому, создав на базе ГОУ сош г. Беслан Центр дистантного образования. В соответствии с соглашением, заключенным с Федеральным агентством по образованию, в республику поставлено дорогостоящее компьютерное оборудование и программное обеспечение для учителей и 40 детей. Специалистами Департамента образования г. Москвы уже проведено обучение педагогов республики, привлекаемых к данной работе. С целью интеграции детей-инвалидов в образовательную среду совместно с представительством ЮНИСЕФ ООН на Северном Кавказе на базе государственного образовательного учреждения Республиканской школы-интерната г. Владикавказа создан Центр инклюзивного образования.
Несмотря на имеющиеся позитивные в республиканской системе образования сдвиги, Таймураз Мамсуров призвал ориентироваться не на цифры положительной статистики, а на настроение людей. Не секрет, что в обществе сложилось далеко неоднозначное отношение к реформам, проводимым в образовании. «Мы не должны успокаиваться, — сказал руководитель республики, — какую бы высоту нам не удалось взять, все равно останутся нерешенные проблемы. Необходимо постоянно работать на увеличение роста престижа учителя. А для этого статус директора школы должен стать равным статусу директора успешного предприятия. Руководители школ сталкиваются с множеством проблем, и мы готовы оказывать им всемерную поддержку. Безусловно, мы будем и дальше поднимать зарплату преподавателям, но не стоит забывать, что учитель — это призвание и подвижничество».
По мнению Таймураза Мамсурова, поднять экономику Северной Осетии можно, умело используя интеллектуальный потенциал республики, а для этого необходимо из сегодняшних детей суметь воспитать всесторонне развитые личности.
Сослан Казиев