Жители станицы Николаевской считают банкротство колхоза имени Легейдо искусственным
Во Владикавказе, на площади Победы, казаки из станицы Николаевская Дигорского района организовали акцию протеста. Сама по себе манифестация не очень бы взбудоражила североосетинскую общественность, за последнее время успевшую привыкнуть к массовым проявлениям народного недовольства. То «жириновцы» протестуют, то милиционеры требуют выплаты «боевых» — знакомые реалии. Но в данном случае внимание привлекли фигуранты этой акции: митинговать и пикетировать — не в духе казаков.
Чем же так возмущено местное казачество? Оказалось, станичники требовали признать незаконным статус предприятия-банкрота, присвоенный колхозу имени Легейдо республиканским Арбитражным судом. Это решение было принято еще в ноябре прошлого года. По словам казаков, неправомерность данного вердикта очевидна. «Мы наняли независимого эксперта-аудитора, — заявил один из протестующих, — экспертиза показала: банкротство на самом деле является искусственным». А воз и ныне там: возмутившее казаков решение по-прежнему остается в силе. «Если колхоз объявляют банкротом, значит, это кому-то нужно», — впору перефразировать известное изречение. Вопрос — кому?
Чтобы получить исчерпывающий ответ, следует разобраться в том, что представляет из себя колхоз имени Легейдо. Вернее, представлял: его былая сила и мощь остались в советском прошлом. Популярным сегодня термином «градообразующий» принято называть предприятие, которое дает работу населению целого города. Именно таким предприятием был колхоз имени Легейдо — в масштабах одной отдельно взятой станицы. «Теперь от «Легейды» остались легенды», — угрюмо каламбурит седовласый станичник. И тут же уточняет: остались кроме легенд еще и колхозные земли. А земельные наделы — жирный лакомый кусок, на него-то и нацелились нувориши. Процедура банкротства официально узаконит продажу «с молотка» вчерашнего колхоза-миллионера.
— Если это произойдет, мы не просто потеряем постоянную работу, — сокрушаются казаки, — мы останемся без средств к существованию и без крыши над головой: вот так и напиши.
И действительно — земля казака кормит. Впрочем, не только земля: принадлежавший колхозу консервный завод, к примеру, — вполне современное рентабельное предприятие. Опять же — стабильный источник дохода. Но теперь кормить он будет не колхозников вовсе.
— Этот завод без какой-либо выплаты и без соответствующего решения самих колхозников переходит в собственность кредиторов, — говорит нынешний председатель колхоза Виталий Койбаев. — Его новые владельцы уже заполучили 60% колхозного имущества, не перечислив в государственную кассу ни рубля.
Точно так же — оперативно и бесплатно — прибирают к рукам кредиторы и другие расположенные на территории колхоза объекты. Как утверждают станичники, экспроприация колхозного добра происходит с вопиющими юридическими нарушениями, что и подтвердила независимая экспертиза.
А что об этом думают чиновники? Как утверждают представители республиканского минсельхоза, банкротство колхоза имени Легейдо станицы Николаевская — итог закономерный. Колхозу в свое время пошли навстречу, реструктурировав его долги. В денежном эквиваленте оказанная предприятию-должнику господдержка превысила сумму в 27 миллионов рублей. Но колхоз предоставленным шансом воспользоваться не сумел.
Участники пикета на площади Победы утверждают: прежнее руководство колхоза вступило в сговор с властями. Потому и началась распродажа имущества без ведома станичников. Потому и поспешил Арбитражный суд объявить колхоз банкротом. «170 лет назад наши предки основали станицу Николаевская для защиты южных рубежей России, — напоминают манифестанты, — а теперь нас самих от произвола властей защищать надо».
По материалам «СК»