Размышления в канун Международной конференции

С 28 по 30 мая на базе СКГМИ во Владикавказе будет проходить 6-я Международная конференция по устойчивому развитию горных территорий, в результате которой планируется создание в столице Северной Осетии международного центра под эгидой ЮНЕСКО. Глава РСО-А Таймураз Мамсуров провел заседание оргкомитета международной конференции. Заседание прошло в рабочем режиме. Северная Осетия потребовала от оргкомитета максимальной отдачи в работе по подготовке конференции. По словам Таймураза Мамсурова, это мероприятие — прекрасный шаг для налаживания новых связей, которые могли бы послужить развитию республики. Рабочая группа, созданная при СКГМИ уже проделала основную часть подготовительной работы. В конференции примут участие видные ученые из всех северокавказских республик и других регионов России, стран СНГ, также из Франции, Швейцарии, Армении, Турции, Китая, Канады, Италии. Планируется обсудить широкий спектр проблем горных территорий: от демографических и культурных до экологических и промышленных.

Вот что рассказал о предстоящей Международной конференции ректор СКГМИ Владимир Вагин:
— На этом мероприятии можно будет презентовать всё то новое, что сделано в этой сфере устойчивого развития горных территорий. Наша республика в этом вопросе традиционно занимает передовые рубежи в Российской Федерации. Потому что мы первые, кто фактически принял закон о горных территориях. Мы сегодня числимся среди тех немногих регионов, в котором есть правительственная программа «Горы Осетии». Мы в числе тех регионов, в которых международные организации работают с нами именно по проектам устойчивого развития горных территорий.

Как видите, трудно не согласиться с ученым мужем. Действительно, Северная Осетия — горная страна. Тут, как говорится, не убавить — не прибавить. Что, в принципе, и продекларировал в выступлении ректор Вагин. Зато о проблемах этого горного края красноречиво высказывается другой видный ученый Северной Осетии, причем, не дожидаясь международных конференций.

Алборов Иван Давыдович, Заслуженный работник высшей школы России, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой экологии СКГМИ: «Загрязнение окружающей среды Владикавказского ареала на 90% является работой «Электроцинка». Все о стальные источники дают всего 10% экологических нарушений. В последнее время ученые неоднократно ставили вопрос о выносе завода за пределы города. По давно устаревшей документации санитарно-защитная зона (СЗЗ) вокруг «Электроцинка» определяется километровой зоной. Наши исследования показывают, что СЗЗ выросла до 3-4 километров. Вся эта территория загрязнена тяжелыми металлами. Суммарное загрязнение в почве доходит до 700-800 крат. Причем по всем компанентам: свинец, цинк, кобальт, никель, кадмий и т.д. До 2000 года производственная мощность «Электроцинка» равнялась 40 тысячам тонн. Сейчас она увеличена в три раза. Удельный объем выбросов возрос. Сегодня все жители города являются свидетелями частых аварийных выбросов, особенно в ночное время. Выходя на балкон, мне приходится закрывать нос платком, иначе нечем дышать. И это не рядом с заводом, а на ул. Московской, далеко за рекой Терек. Если УГМК хочет здесь работать, то состояние атмосферы и воды должно соответствовать 0,8 ПДК установленных норм, как для курортных зон. У нас пока дело обстоит гораздо хуже. Деятельность предприятия угрожает здоровью населения. Завод либо должен быть вынесен за пределы селитебной зоны (зоны проживания людей), либо УГМК должна платить компенсации населению, выделять расходы на лечение, на санаторное обслуживание. Пока я о таких прецедентах ничего не слышал. В центрально-черноземной области России несколько спирт заводов были закрыты из-за того, что они не удовлетворяли требованиям санитарных норм. Только в Северной Осетии руководство республики смотрит сквозь пальцы на многочисленные нарушения Закона об экологии со стороны завода. В 2003 году состоялся судебный процесс по иску контролирующих и природоохранных органов к «Электроцинку». Был вынесен вердикт о закрытии завода. Затем предприятие перешло в собственность УГМК, и было достигнуто мировое соглашение, по которому за 2004-2007 годы новое руководство дало обещание решить все проблемы с экологией. Прошло 22 месяца, и что мы видим? Клинкер (металлические отходы от производства цинка) объемом 3 млн.тонн так и лежит на территории завода. Он дымит, пылит, экстрагирует отравляющими веществами окружающую среду. При переплавке аккумуляторного лома остаются очень вредные отходы. Диоксино-опасные компаненты находятся, по сути, в центре города с трехсоттысячным населением. А диоксин — это сильнейший яд! Это суперэтоксикант! В 1959 г. авиация США сбросила диоксиды на землю Вьетнама. До сего дня на ней ничего не выросло!»