Сергей Дзантиев и Сергей Таболов посетили инклюзивную школу

…Маленькая Диана, обычно шумная и веселая, как колокольчик, тихонько сидит на коленях у матери. Компания журналистов и чиновников, пожаловавших в школу, явно ее смущает. Правда, она этих людей почти не видит — диагноз «слабовидящая» поставлен уже давно, но остро чувствует, что стала объектом всеобщего внимания.

Инклюзивное образование подразумевает совместное обучение детей, имеющих различные ограниченные возможности (в том числе физическую или психоневрологическую инвалидность), с обычными детьми. В Северной Осетии оно делает первые шаги.

Мало кому известно, что во Владикавказе 1 сентября 26 детей с ограниченными возможностями впервые пошли в общеобразовательную школу. Есть среди них дети с диагнозом «аутизм», слабовидящие и слабослышащие, и страдающие различными формами ДЦП. Каждый член нашего общества имеет право на обучение, не так ли? В общеобразовательной школе №43 были созданы все условия для того, чтобы дети-инвалидов чувствовали себя комфортно. В школе был проведен ремонт, появились специализированные классы, санузлы, сенсорная комната, комната психологической разгрузки и кабинет ЛФК.

Сегодня глава АМС города Сергей Дзантиев, председатель межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве республики Сергей Таболов и начальник управления образования Алексей Тменов посетили 43-ю школу. К их приезду деток с ограниченными возможностями и их родителей собрали в так называемой сенсорной комнате, чтобы они могли поделиться впечатлениями после первого месяца обучения.

«Представьте, что ваша жизнь вдруг в один момент ограничится общением с одним или двумя, пусть даже близкими, людьми. Вы окажетесь полностью отрезанными от внешнего мира. Даже вполне здоровый человек может впасть в глубокую депрессию. Что же сказать о ребенке, ведь дети учатся в игре, в общении со сверстниками», — говорит мать маленькой Аиды, страдающей ДЦП.

Гуля Махмудова с помощью простого примера пытается объяснить, чем была жизнь ее дочери до поступления в школу. Теперь жизнь этого ребенка и его родителей разделилась на «до» школы и «теперь». Теперь она ездит в 43-ю школу из Дигоры и каждый день благодарит всех, кто помог открыть инклюзивные классы. Гуля утверждает, что девочка стала более веселой, больше радуется жизни и даже делает определенные успехи.

Идея создания инклюзивной школы и инклюзивного детского сада возникла благодаря регулярным встречам главы АМС города Сергея Дзантиева с жителями районов — уж очень много людей обращалось с просьбами предоставить детям-инвалидам возможность вести полноценную жизнь и получать образование наряду со здоровыми сверстниками. Совсем скоро на базе 88-го детского сада будут открыты инклюзивные группы.

Необходимость в открытии инклюзивной школы назрела уже давно, ведь только во Владикавказе проживает около 700 детей-инвалидов. Главная идея совместного обучения детей — изменить отношение общества к инвалидам, оно приучает детей к состраданию и неравнодушию. Ну как не помочь рядом сидящему, если у него что-то не получается из-за того, что он немножко другой? Инклюзивное образование ставит ребром вопрос об индивидуальном подходе, который на самом деле необходим не только детям-инвалидам, но и каждому школьнику.

В школе дети с ограниченными возможностями здоровья проходят базовые предметы — русский язык, чтение, письмо, математику, ИЗО, физкультуру. Со многими детьми педагоги работают индивидуально. Но все же главный плюс — общение с детьми. Представляете, каково это: детям, никогда раньше не бывавшим в коллективе (есть среди них и старшеклассники, и ученики средних классов), почувствовать себя полноценными членами общества, обычными учениками в обычной школе? «Один день в школе для этих ребят стоит нескольких дней, проведенных дома», — отметил Сергей Таболов.

Мама 7-летнего Георгия Икоева, страдающего детским церебральным параличом, очень переживала за сынишку перед началом обучения. «Страхов и сомнений было множество, ведь мой ребенок не привык общаться со сверстниками, подчиняться всеобщему распорядку, правильно вести себя в коллективе, он не умеет долго концентрировать внимание на одном предмете. Было страшно, что здоровые дети не примут и не поймут его. Теперь, когда за плечами первый месяц обучения, все мои опасения остались позади…» Главная задача, утверждают психологи и педагоги, работающие с детьми, не в получении академических знаний, а в социализации.

«В течение ближайших лет мы планируем открывать по одной базовой инклюзивной школе и одному детскому саду в 4 городских округах. По сути, инклюзия должна быть во всех школах, ведь один из основных ее принципов — шаговая доступность. Для реализации этих планов нужно немало — и создание материально-технической базы, и специалисты, и психологи. Сейчас мы рассчитываем на то, что институт повышения квалификации поможет нам в подготовке кадров», — поделился Алексей Тменов.

Инклюзивное образование не может быть построено в одночасье. Это процесс, требующий времени. Когда в Осетии стало известно об инклюзиве, нашлись и его противники. «Что делать, если я не желаю, чтобы мой ребенок учился в таком классе?», — можно было услышать стандартный вопрос. Что можно ответить задавшему его? Наверное, что ребенок-инвалид может появиться в любой семье. А еще: если воспитать человека, полагающего, что не надо видеть и замечать чужую боль, в первую очередь он не захочет видеть своих родителей, когда они будут нуждаться в помощи и участии…

Ольга Датиева