Долорес Билаонова: Мне интересно с молодежью

70 — летний юбилей отметила Долорес Билаонова, народная артистка России и Северной Осетии, прославленная прима осетинской оперной сцены. Человек яркий и неординарный, чье творчество, по мнению критиков- музыковедов, неразрывно спаяно с важнейшими, знаковыми вехами в развитии национальной музыкальной культуры Северной Осетии: открытием в республике музыкального театра, рождением и становлением осетинской оперы, расцветом камерного пения на республиканской сцене.

Учеба в Орджоникидзевском училище искусств, Московский музыкально — педагогический институт имени Гнесиных, три года работы в Большом театре, куда молодая вокалистка из Осетии с красивым лирико-драматическим сопрано была принята, с успехов выдержав огромный конкурс. И — десятилетия, отданные служению Северо — Осетинскому музыкальному театру, ныне Государственному театру оперы и балета. Вот основные этапы творческой жизни, пройденные Долорес Билаоновой.

На сцене Музыкального театра ею был спет целый «букет» ведущих оперных партий классического и современного национального репертуара: Чио — Чио — Сан и Тоска из одноименных опер Пуччини, Амелия из «Сельской чести» Масканьи, Тамара из «Демона» Рубинштейна, мать сирот и Фатима из опер Христофора Плиева «Коста» и «Фатима», Азау и Оплана из одноименных опер Ильи Габараева, Кошерхан из оперы Дудара Хаханова «Ханты цагъд».

Работа в Большом оставила неизгладимый след в моей жизни, — вспоминает Долорес, — я пела Марию в «Мазепе» Чайковского вместе с великим певцом Большаковым. Тогда на начинающую певицу обратила внимание и достойно оценила Галина Вишневская. В Большом театре Билаонова пела и Февронию в «Сказании о граде Китеже», графиню Чепрано в «Риголетто», а также небольшие партии, таких как половецкая девушка в «Князе Игоре». И, конечно же, работа во Владикавказе, в Музыкальном театре, которому певица посвятила всю свою творческую жизнь.

Певица признается, что на ее творческом пути не все складывалось легко — были не только цветы, но и тернии. Очень часто приходилось доказывать свое право выступать на сцене. К сожалению, говорит Долорес Билаонова, в творческой среде часто приходится сталкиваться с практикой недоброжелательности к коллегам по цеху, что во мне вызывает протест.

По словам Долорес Билаоновой, сегодня принято обвинять молодежь в меркантильности, в инфантильности, в чрезмерных амбициях, но, на ее взгляд, она у нас в основном хорошая, потому что ее большая часть не утратила такие нравственные категории, как порядочность, честность, чистота. Мне интересно работать с молодежью, я люблю помогать талантливым ребятам, а талантов у нас в Осетии сегодня немало, говорит Долорес.

Отдельно стоит сказать о Долорес как о педагоге. Она уже 20 лет преподает в училище искусств. Ее выпускники работают в Москве, Греции, Испании. Скажем, брат и сестра Кцоевы, которые создали в Испании семейный вокально-инструментальный ансамбль. Их выступления пользуются большим успехом. Многие из ее учеников продолжают учебу в Санкт — Петербурге, Краснодаре, Новосибирске. Немало ее учеников продолжают работать вместе с ней в Музыкальном театре — Алан Джиоев, Светлана Габуева, Алена Гагиева, Ирма Гагиева, многие другие.

Несмотря на расхожее мнение о возрождении и больших перспективах Северо — Осетинского театра оперы и балета, взгляд на этот вопрос у знаменитой певицы несколько иной. Она считает, что ситуация в театре сегодня вызывает тревогу. У меня большие сомнения по поводу его будущего, размышляет Долорес Билаонова. По мнению певицы, в свое время театр считался триумфальным. В театре постоянно были аншлаги. Он производил фурор на всех гастролях — В Москве, Ленинграде, Прибалтике. С огромным успехом ставились русская и мировая классика, но вместе с тем в репертуаре весомо присутствовала национальная составляющая, чего нельзя сказать о сегодняшнем репертуаре. Актрису настораживает тенденция последних лет, когда местные артисты трудятся над новыми постановками, а все лавры достаются на премьерах приглашенным солистам.

Чествование прославленной артистки прошло в здании Северо — Осетинского драматического театра с участием многих известных звезд Российского масштаба. К Долорес на юбилей прилетели Феликс Царикати, Аким Салбиев, Сосо Павлиашвили и, конечно же, маэстро Иосиф Кобзон, с которым Долорес училась в Гне синке и с которым ее связывает давние дружеские связи.

На юбилей собрались коллеги по сцене, многочисленные поклонники ее таланта. В этот вечер звучали проникновенные слова поздравлений и признательности певице за многолетнее служение искусству и народу. Звучали песни, посвященные прославленной певице. Были бесконечные аплодисменты и море цветов.