Идеологические параллели или когда будет сформирована национальная идея?

На правительственных совещаниях, на собраниях с участием общественности, да и просто в народе можно часто слышать: «У нас нет идеологической работы, нет идеологии, надо разработать национальную идеологию!». При этом произносящие эти подобия заклинаний, порой не всегда представляют ясно, что именно они требуют.
Для большинства понятие «идеология» – это проведение внутренней политики в строго определенном, желательно контролируемом русле. Для старшего поколения этот термин является ассоциацией с тоталитарным государственным контролем всех сфер жизни эпохи СССР. Некоторым кажется, что если будет создан еще один надзорный орган, например, комитет по идеологии или министерство пропаганды, то все стороны общественной и политической жизни будут под должным присмотром. Тогда, мол, и все СМИ будут идти стройным шагом, и все чиновники будут работать в общем порыве, а широкие трудящиеся массы «под руководством и при одобрении» двинутся в светлое будущее.
Однако даже тогда, когда в Советском Союзе работала налаженная идеологическая машина, в течение десятилетий насаждающая стереотипы мышления и поведения, все равно до однородности сознания и действия членов социалистического социума было далеко. А ведь сегодня борьба за умы идет в условиях сильнейшей внешней конкуренции. В СССР по причине закрытости страны люди видели мир только одноцветным, таким, каким его показывал единственный канал телевизора. Мы все думали, что наша страна самая богатая, законы самые справедливые и руководители самые мудрые. Что у нас не падают самолеты и не тонут корабли. Несколько поколений родилось, жило и умерло в такой благостной уверенности. На социалистическом пространстве у идеологии коммунизма просто не было конкурентов. Сегодня же за сознание масс борются разные мировые центры от Москвы до Вашингтона и от Ватикана до Мекки.
Безусловно, коммунистическая идеология не возникла на пустом месте. Она взросла на опыте идеологической системы, с которой находилась в непримиримом противоречии – христианской религией. Однако явный антагонизм не помешал коммунистам взять на вооружение методы клерикалов. Сравним: не являются ли выступления вождей разных уровней калькой с церковных проповедей. Коммунистическая Библия – это труды классиков марксизма-ленинизма и устав КПСС в одном флаконе. А чем жизнеописание славного прошлого основателей партии отличны по большому счету от житий святых? Не были ли разного рода Свердловы, Кировы, Дзержинские, Ворошиловы для советского человека тем же, чем для православного святые Серафим Саровский и Сергий Радонежский? А герои, отдавшие свою жизнь за установление Советской власти, не схожи ли с великомучениками, пожертвовавшими своими жизнями во славу Христа? Или вспомним регулярные демонстрации народных масс на праздниках, не являются ли они копией крестных ходов, где иконы заменены портретами деятелей партии и правительства, а хоругви – кумачовыми знаменами и транспарантами? Даже в форме упокоения гуру большевизма Ленина мы видим аналогию с мощами святых, обретающихся в склепах-мавзолеях.
Становление коммунистической идеологи происходило не сразу. Год за годом, методом увещевания и принуждения формировалась среда, в которой контролировались мысли и поведение каждого индивидуума. Поэтому самое главное: для того, чтобы работала идеология необходимо, чтобы были люди, которые бы воспринимали идеологические установки. Они должны понимать язык пропаганды, как часть того, что сопровождает их с детства. Коммунистическая идеология была создана для потребления именно советским человеком. А этот человек формировался в течение всей своей жизни.
И здесь, как и в церковной иерархии – путь к высокому сану идет по рангу: послушник – дъякон… и т.д. Так и у коммунистов: октябренок – пионер – комсомолец и, наконец, высший уровень роста – член Коммунистической партии. Только после этого человек мог войти в высшую партийную иерархию. Став секретарем союзной республики (епископ) или всей страны (патриархом).
Что же с нашей осетинской, национальной идеологией? Во-первых, для того, чтобы работала национальная идеология, необходимы индивидуумы, которые бы были подготовлены к ее восприятию. За прошедшие годы такой благодатной почвы, конечно же, уже нет. Так что надо пока воспитать поколение, которое бы было готово воспринимать идеологические установки как часть своей повседневной реальности.
В основе каждой национальной идеологии лежит национальная идея. Она выражает цель и смысл существования этноса – народа, нации в настоящем и будущем, с учетом прошлого исторического опыта и опыта других народов. Национальная идея, как стратегия выживания и развития в настоящем и будущем, объединяет народ независимо от убеждений отдельных личностей и различных группировок – партий и движений. Стоит сказать, что осетины как нация, не могут существовать длительное время без национальной идеи – лишенная такого ориентира интеллектуальная элита и власть неизбежно заведут народ в тупик. Поэтому, руководство в первую очередь должно быть заинтересовано в наличии ясной, четкой, судьбоносной для нации, понятной и признанной большей частью населения страны национальной идеи, закрепленной обязательно в нормативных актах. При этом, эта национальная идея пропагандируется средствами массовой информации, деятелями литературы и искусства. И не надо забывать, что каждая национальная идея неизбежно имеет религиозный аспект, поскольку вероисповедание всегда выступает как один из сильнейших факторов духовного сплочения нации.
Впрочем, национальная идея, это не абсолютная и неизменная догма. Она меняется с течением времени, когда перед нацией открываются новые перспективы и возможности, возникают новые проблемы, обусловленные внутренними или внешними факторами. В этом случае национальная идея, и как следствие вся национальная идеология корректируются.
Слово «идеология» уже несколько раз в истории мысли бывало не в чести. Но его буквальный смысл – «учение об идеях» – едва ли сам по себе заслуживает порицания. Идея служит направляющим стимулом человеческой деятельности. Если это верно на индивидуальном уровне, то, тем более, на уровне общественном, где коммуникация осуществляется при помощи языка. Идеи представляют собой стержневые конструкции языка, без которых речь становится бессмысленной. Речь, не насыщенная идеями, представляет собой «шум» для воспринимающего. Поэтому и национальная политика без национальной идеологии не может быть внятной для большинства населения.
Пока что мы больше говорим. Нам есть над чем работать. Все еще не определен стратегический вектор развития страны – независимое государство или перспектива вхождения в состав России. Эта неопределенность также не позволяет четко очертить контуры национальной идеи. Нет единства и в отношении религии, как цементирующего нацию элемента. Видимая отстраненность от мирских проблем не прибавляет Аланской епархии ни авторитета, ни прихожан. Библейский тезис: «Богу божье, а Кесарю – кесарево» – порой воспринимается как благовидный повод уйти от мирских проблем.
По большому счету каждая национальная идея – это мечта народа. А какая может быть мечта у осетинского народа? Сберечь свой язык, свою национальную территорию, вернуть соотечественников с чужбины, укрепить суверенитет страны, развивать традиционную культуру, стать частью мира, сохранив свою самобытность… Этого так мало и в то же время так много!..

Л.Джиоев

http://respublikarso.org/…/1110-ideologicheskie-paralleli-i…