Национальный символ из глубины веков

Несмотря на государственно-территориальную разделенность, есть символы, которые являют собой зримое единение двух частей Осетии – это флаг и герб. О флаге наша газета уже неоднократно писала, поэтому обратимся к национальному гербу.
Впервые этот атрибут национального суверенитета в Осетии появился на юге в марте 1992 года и олицетворением этого суверенитета первоначально был орел. Герб Южной Осетии представлял собой геральдическую композицию, в центре которой помещен золотистого цвета орел с поднятыми кверху крыльями, на груди которого изображен щит с бело-красно-желтым солярным знаком, а над головой – чаша Уацамонга. Авторами первого герба независимой Южной Осетии считаются народный художник Тамерлан Цховребов и бывший посол РЮО в России Дмитрий Медоев. 24 ноября 1994 года уже Северная Осетия-Алания обрела один из своих официальных символов – государственный герб Республики в его нынешнем виде. Именно в этот день местным парламентом был принят «Закон о Государственном гербе Республики Северная Осетия-Алания», согласно которому он представляет собой «круглый геральдический щит. В червленом (красном) поле на золотой земле идущий золотой с черными пятнами барс; позади него семь серебряных гор». Автором герба является заслуженный художник России и РСО-Алании Мурат Джигкаев.
Пять лет спустя, 19 мая 1999 года, этот же рисунок лег в основу и измененного герба Республики Южная Осетия. Замена орла на барса была вызвана необходимостью унификации национальных символов юга и севера Осетии.
Кстати, в связи с выбором эмблемы для прошлогодней зимней Олимпиады в Сочи неожиданно возникла дискуссия. Среди прочих в качестве талисмана игр был предложен снежный барс. И тут оказалось, что это едва ли правильно, так как снежный барс (ирбис) никогда не обитал на Кавказе. И делать его символом игр в привязке к Сочи неуместно.
В этой связи встал вопрос и о том, какой же зверь изображен на осетинском гербе. Барс ли это, как указывается в геральдическом описании или же кавказский леопард, как утверждают исследователи природного мира Кавказа? Где же берет свое начало современный герб Осетии? Откуда происходит изображение этого грациозного хищника на фоне горного кряжа? Чтобы ответить на этот вопрос вернемся в далекое прошлое.
В основе национального герба рисунок, сделанный в 1735 году грузинским царевичем Вахушти Багратиони. В составленном им атласе «Карта Иберийского царства или всей Грузии» он изобразил шестнадцать гербов-знамен грузинских феодальных владений и царств, а также соседних с Грузией держав. Именно на ней мы впервые видим штандарт с фигурой идущего барса на фоне горной цепи. Над гербом надпись на грузинском «Овсэтиса» – «[знамя] Осетии». На других знаменах мы видим изображение оленя, свиньи, барана, медведя и даже козла. Но именно на гербе Осетии сочетание грациозности и мощи.
Изображение барса (будем пока пользоваться этим названием) имеет отголосок из более ранней эпохи. Древнейшим из известных на настоящий момент является изображение барса на уникальном по декору сосуде майкопской культуры (III тыс. до н.э.), обнаруженном археологом Петром Козаевым в районе с.Сунжа. Барс вообще достаточно популярный на Кавказе зверь, наделенный героическими и даже магическими качествами. Образ барса мы встречаем и в осетинском Нартском эпосе. В сказании «Смерть Хамыца» эпический герой Сырдон восклицает, возмущенный убийством нарта Хамыца его соплеменниками: «О, вероломные нарты! Его вы убили, но с высоты на вас барс глядит».
В сказании наименование зверя – «фаранк», это название зверя распространено и в осетинской охотничьей лексике в форме «фаранк/мысы». По воле составителей словарей это название представителя кошачьих утвердилось как «барс». Впрочем, термин «фаранк» иногда используют и в названии леопарда. Надо отметить часто встречающиеся вольности переводчиков, не утруждающих себя знаниями животного мира. Так, переводчики поэмы Шота Руставели именуют ее «Витязь в тигровой шкуре», хотя вернее было бы «Витязь в барсовой шкуре». Еще дальше пошли переводчики поэмы на осетинский язык, назвав произведение «Витязь в шкуре рыси» (Стайцармдарæг).
Изображение барса на гербе Осетии, зафиксированное В.Багратиони едва ли можно соотнести со всей Осетией. К тому времени это было больше территориальное образование, чем государственное. Более вероятно, что это был герб (знамя) уже не всей Осетии, а отдельного осетинского рода, являвшегося наследником знатной династии.
То, что барс не мог быть простым символом – очевидно. Благородного хищника своим тотемом могли избирать только представители аристократии. Еще одно весьма близкое к рисунку Вахушти, но гораздо более древнее изображение, происходит из Центральной Азии. В 1959 году казахским археологом Камилем Акишевым был исследован курганный могильник Иссык, где было обнаружено исключительно богатое погребение сакского (восточно-скифского) вождя. В могиле, датированной V–IV вв. до н.э., было найдено свыше четырех тысяч золотых предметов. Для нас в данном случае особый интерес представляет серия золотых бляшек, украшавших головной убор погребенного. Большинство из них изображают кошачьего хищника и горную цепь с острыми вер шинами. И здесь, как и на рисунке Вахушти Багратиони – барс на фоне цепи гор.
Но, пожалуй, самым неожиданным можно назвать появление барса в русской геральдике. Хотя на Руси никогда не водились эти крупные кошки, на гербе одного из древнейших северо-западных городов, Пскова, изображен золотой барс в голубом поле, над ним – благословляющая десница. Многие исследователи отмечают, что династической эмблемой владимиро-суздальских князей являлась фигура барса, к их числу принадлежал Александр Невский, на щите которого также был изображен этот хищник. В конце XIV в. «на московских монетах часто чеканился барс – герб великих князей владимирских, для того, чтобы подчеркнуть преемственность власти», писал известный археолог Даниил Авдусин.
Откуда же в русской геральдике «лютый зверь»/барс? Исследователь Анатолий Вершинский, специально занявшийся поиском ответа на этот вопрос, отмечает: «Герб нельзя похитить, но можно завоевать, заслужить, унаследовать. Вспомним, как России достался ее двуглавый орел. Московский великий князь Иван III приобрел право на этот символ, женившись на племяннице византийского императора Софье Палеолог.
Если мы уверены, что геральдической эмблемой владимирских князей стал барс (а сомневаться в том нет оснований), и если мы полагаем, что эта эмблема была ими не присвоена, а получена в порядке правопреемства от союзной, единоверной державы, то нам остается поискать в числе православных государств XII в. такие, в чьей символике достоверно или с большой долей вероятности присутствовала фигура барса и чье положение союзника Руси подтверждают источники. Единственным кандидатом на эту роль представляется православная Алания… Появление барса в символике государей Владимиро-Суздальской Руси в немалой степени объясняется тем, что во второй половине XII в. были установлены тесные, близкородственные связи между владимирскими великими князьями и владетелями Алании, прямой наследницы скифо-сарматского мира».
Как известно, первой женой князя Всеволода Большое Гнездо была ясыня (аланка) Мария. Видимо, вместе с супругой Всеволод Юрьевич приобрел право владеть и аланской царской символикой – изображением барса. «А значит, обрели это право и их наследники, в числе которых – внук Александр Невский, утвердившийся в Новгороде и освободивший от немцев Псков», заключает А. Вершинский. Таким образом, можно утверждать, что этот зверь из семейства кошачьих, один из символов благородства и силы, уже в древности был связан с национальной аланской (осетинской) геральдической традицией.
Считается, что снежный барс никогда не обитал на Кавказе. Единственный хищный представитель семейства кошачьих из обитавших на Кавказе – кавказский леопард (Panthera pardus ciscaucasicus). Этот представитель является подвидом переднеазиатского леопарда, которого еще часто называют персидским, и отличается от него более бледной окраской с менее выраженной пестринкой. Действительно, если посмотреть на изображения кавказского леопарда и снежного барса, то сходство первого с рисунком В.Багратиони более явное.
Собственно говоря, жители Осетии не особенно и заморачивались научной классификацией. Они знали хищника по имени «фаранк», которого опасались и которого по этой причине успешно извели. Последний из известных фактов встречи зверя с человеком относится к 60-ым годам прошлого века. Тогда хищник напал на жителя селения Цнелис Знаурского района С.Табуева. Благодаря своей силе, горец смог убить зверя. После этого о барсе-леопарде в Осетии уже ничего не известно.
Сегодня предпринимаются попытки «возвращения» хищника на Кавказ. С 2007 года идет работа в рамках проекта по восстановлению популяции переднеазиатского леопарда. В этом же году был создан Центр разведения и воспроизводства этого редкого животного. В его создании принимали участие «Всемирный фонд дикой природы», Институт имени Северцева, Кавказский биосферный заповедник, Сочинский национальный парк, Московский зоопарк и коммерческие партнеры. Экорегион, на который направлен этот проект, включает восемь субъектов Российской Федерации, в том числе и Северную Осетию. Предполагаемое количество хищников, которых выпустят на волю всего двадцать-тридцать особей на весь Кавказ. И этого, конечно же, мало.
К сожалению, в эту программу по восстановлению популяции кавказского барса-леопарда не вошла Южная Осетия. Своих же возможностей хватает только на опыты по возрождению популяции оленей и диких свиней.
И в завершении материала. Немецкие зоологи, работающие в зоопарке Альветтерзоо в Мюнстере, в рамках международной программы по сохранению персидского леопарда полагают, что кавказские барсы относятся к подвиду «персидский леопард» Pantera pardus saxicolor. Так что оба этих наименования идентичны и не противоречат друг другу. Просто в отношении осетинского геральдического символа мы должны употреблять не название «снежный барс», а «кавказский барс».

Подготовил Коцты Х.

http://respublikarso.org/…/1111-nacionalnyy-simvol-iz-glubi…