Нужен перевод муниципальных образовательных организаций в республиканские. — Т.Агузаров

Сегодня, 26 августа, Врио Главы РСО-А Т.Агузаров выступил перед педагогами республики на августовском совещании. В частности, он сказал:

«Главная тема, которую предстоит обсудить сегодня, — это создание гибкой системы образования, отвечающей требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики.
Система образования, начиная с дошкольного, должна быть качественной и востребованной обществом. В этой сфере каждая цель может быть названа и первой, и главной. Потому что состояние, развитие образования — это, безусловно, базовая, важнейшая задача всего общества, задача всех государственных институтов.
Сегодня значительно повышены требования к педагогическим кадрам. Усиливается потребность в педагогах, способных решать задачи модернизации на всех уровнях образования. Новая философия образования требует кардинальных изменений: управленческих, содержательных, оценочных.
Конечно, оценка качества — это тот механизм, который позволяет видеть и плюсы, и минусы работы. Важно, насколько эта оценка объективна и прозрачна. Поэтому я поставил бы вопрос о проведении независимой оценки качества образования; о готовности представителей нашей общественности осуществлять эту оценку. Среди механизмов воздействия на качество образования я бы выделил следующие показатели:
прежде всего, это образовательные достижения обучающихся, среди которых итоговая аттестация выпускников, победы в олимпиадах, другие личностные достижения; затем — ресурсные показатели; и наконец, — финансово-экономические.
Эффективной системой образования считается та система, в которой обеспечивается одинаково высокий уровень образовательных результатов во всех школах, независимо от места их расположения, а эффективной школой — такая школа, которая обеспечивает образовательную успешность и повышает жизненные шансы каждого ученика.
Сегодня мы наблюдаем различия в качестве образования, предоставляемого нашими школами. Выделяется сегмент школ (как сельских, так и городских), стабильно демонстрирующих низкие образовательные результаты на всех ступенях обучения.
Перед нами задача — выявить комплекс внешних и внутренних причин снижения учебных результатов и на этой основе составить рейтинг образовательных организаций, который позволит нам принимать управленческие решения, направленные на повышение качества образования.
Нам с вами также предстоит обсудить вопрос изменения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в части управления образованием. Сегодня по факту 96 % школ — муниципальные. Можно сказать, что реализация государственной политики в сфере образования у нас в республике осуществляется на муниципальном уровне.
Отсутствие сбалансированной кадровой политики, низкий уровень качества образования по результатам государственной аттестации выпускников — это итог деятельности муниципалитетов, руководители которых не несут никакой ответственности за такой результат.
Необходима единая нормативно-правовая база и организационно-¬управленческая среда, которая бы гарантировала качество текущих и стратегических направлений развития образования. Для этого и нужен перевод муниципальных образовательных организаций в республиканские. Такой вопрос уже ставился. Он получил одобрение на федеральном уровне, и республика получила статус федеральной инновационной площадки. Однако, в силу ряда проблем, в первую очередь — финансовых, работа еще не началась. При этом собственные финансовые средства муниципалитетов не обеспечивают потребности развития образования, в связи с чем они субсидиарны, т.е. финансируются из республиканского бюджета.
Этот вопрос должен решаться поэтапно. Поручаю Правительству республики внести соответствующие предложения по переводу пилотных муниципальных образовательных организаций в государственные.
Что касается исполнения «майских» Указов Президента РФ в части повышения заработной платы педагогических работников. Средняя заработная плата по республике составила 19 300 рублей. (Прим. шум в зале). Я ошибся? Хорошо, разберусь.
Существующая система оплаты труда не соответствует тем ожиданиям и эффектам, которые на нее возлагали.
Считаю необходимым, разработать и обеспечить переход на новую систему оплаты труда. Установить базовый оклад учителей в соответствии с их профессиональной квалификацией. А также установить в фонде заработной платы долю гарантированной заработной платы учителей в размере 70% и выплачивать учителям стимулирующие надбавки за высокий результат и качество работы до 30%.
Введение новой системы оплаты труда позволит уменьшить дифференциацию заработной платы учителей, а гарантированная заработная плата будет устанавливаться на одном и том же уровне.
Эта система оплаты труда должна поддержать и учителей, работающих в сельской местности, так как главным критерием величины заработной платы должно быть высокое качество труда педагога и уровень его квалификации, а не количество детей в классе.
Считаю возможным рассмотреть предложения по переходу с 1 января 2016 года на новую систему оплаты труда педагогических работников и определить пилотные районы.
В сфере развития профессионального образования нашей важнейшей задачей является приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда и обеспечение приоритетных направлений экономики квалифицированными кадрами.
Ведь главное предназначение среднего профессионального образования — востребованных нашей промышленностью, сельским хозяйством, строительством, сферой услуг. А у нас, к сожалению, дефицит квалифицированных кадров уже стал реальностью, растет конкуренция за профессиональные кадры, вакансии подолгу не заполняются.
Нужно проанализировать содержание и саму направленность программ среднего профобразования, сориентировать их на запросы предпринимательства и конкретных сегментов рынка труда, потому что качество первичного профессионального образования рабочих и специалистов, как правило, не отвечают потребностям экономики.
Уважаемые коллеги!
Очевидным является и тот факт, что сегодня общество и государство нуждаются в новых моделях, обеспечивающих духовно-нравственный компонент. Эти вопросы поставлены в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Нам предстоит решать амбициозные задачи, которые ставит Концепция развития дополнительного образования детей, принятая Правительством Российской Федерации.
Педагогическому сообществу, руководителям органов местного самоуправления, образовательных организаций республики необходимо вовлечь детей в систему духовно-нравственного и физического воспитания, формировать толерантное сознание на основе изучения истории, культуры, природы, экологического своеобразия родной республики и нашей великой страны.
Президент России Владимир Путин поставил важную задачу укрепления здоровья, воспитания патриотизма и гражданственности населения через внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Мы должны активно вступить в эту исключительно важную работу и шире проводить мероприятия по продвижению комплекса ГТО.
Дорогие друзья!
Как видите, нам вместе предстоит сделать еще много.
Нужно создавать условия для развития наших детей. Строить новые детские сады, чтобы полностью исключить очередность в них. Строить новые школы для ликвидации второй смены. Создавать достойные условия работы нашим педагогам.
Нам предстоит все серьезно просчитать на перспективу и внести в планы работы Правительства республики необходимые коррективы.
Сегодняшнее совещание далеко не рядовое событие и не сугубо отраслевая встреча. Вопросы образования затрагивают интересы каждой семьи в республике. В конечном счете, мы сегодня говорим о наших детях, об обстоятельствах, которые оказывают прямое влияние на их будущее.
И я хочу призвать всех вас, всех присутствующих в этом зале к самому активному и деятельному участию в создании гибкой модели образования, опираясь на все лучшее, что осталось нам от прежних лет.
Источник: пресс-служба Главы РСО-А