Геноцид южных осетин 1920 года. Время признаний преступлений (К 95-летию освобождения Цхинвала)

В январе нынешнего года исполнилось 25 лет событиям зимы 1991 года. Тогда в преддверии Рождества Христова в Цхинвал вошли оккупационные силы правительства Грузии, состоящие из подразделений МВД и переодетых в милицейскую форму членов военизированных грузинских бандформирований. Весь январь в городе происходили уличные бои, сооружены баррикады. Враг, осознав свое бессилие, был вынужден оставить Цхинвал. Многим позже, в августе 2008-го года, враг, после очередной попытки геноцида, снова был выбит из города. Однако следует напомнить, что эти два эпизода нашей новейшей истории были не единственными, когда грузинские вооруженные подразделения были выбиты из столицы Южной Осетии.
В марте далекого 1921 года произошло событие, которое сегодня уже мало кто и вспоминает. А ведь оно стало символом исторической и человеческой справедливости. 5 марта, ровно 95 лет назад, столица Южной Осетии город Цхинвал был освобожден от меньшевистских войск Грузии, устроивших годом раньше в июне 1920 года геноцид осетинского населения. Лишь спустя год люди, изгнанные со своей Родины, смогли вернуться к родным очагам. Даже при том, что возвращаться приходилось на пепелища.
Тема геноцида осетин 1920 года получила новый импульс в прошлом году, когда отмечалось 95-летие преступлений Грузии против юго-осетинского народа. Но более значимыми должны стать мероприятия через четыре года, к 100-летию этих событий, в 2020 году.
Однако вернемся в март 1921 года. Подразделения 11-й Красной Армии вели наступление на Тифлис со стороны Армении, осетинские отряды спустились в Кударское и Рукское ущелья. Не надо забывать, что в это время в горах самое лавиноопасное время. Но желание освободить родную землю пересилило чувство опасности. Один из осетинских отрядов был переброшен даже в Казбегский район, где было большое сосредоточение меньшевистских войск. После того, как грузинские части были выбиты из по-селка Казбеги, осетинские партизаны обнаружили здесь целый обоз, принадлежащий грузинам-мохевцам, которые днемраньше прибыли из Южной Осетии. В обозе был скот и домашний скарб, который они награбили в Дзауском ущелье.
В Южной Осетии в те годы проводилась жесткая этническая чистка. Из осетинских сел выселялись осетины, а на их место заселялись грузины: имеретинцы, мохевцы, гурийцы. Показательно, что при этом, меньшевики не пользовались особой поддержкой местных грузин. Известны случаи, когда местные грузины, проживающие в Южной Осетии, укрывали осетин, сохраняли их добро.
…Возвращение в родные места, конечно же, не являлось прогулкой. Враг все еще огрызался. Вот несколько воспоминаний участников освобождения Южной Осетии от грузинских войск.
Сергей Гаглоев: «2 марта 1921 года резервный батальон, численностью до 150 человек, переправился через Бахфандагский перевал в Рукское ущелье. Батальон быстро продвинулся к Дзау. К нему присоединились действовавшие в этом районе партизаны. 3 марта все силы были разделены на три части: одна из них, состоявшая исключительно из повстанцев, перешла через село Цру и пошла по Ортеускому ущелью, другая – по левому берегу реки Большая Лиахва вниз по течению реки, а третья, состоявшаяся в основном из красноармейцев, по правому берегу Лиахвы в Кехвскую теснину. Все части первоначально двигались, не встречая сопротивления.
Прошедшие по Ортеускому ущелью повстанцы в Ванатской долине были встречены градом пуль меньшевиков, а двигавшиеся по левому берегу Лиахвы были обстреляны в районе села Сер. После непродолжительного боя, преодолев сопротивление противника, к 4 марта все части подступили с трех сторон к Цхинвалу. Рано утром 5 марта Цхинвал был занят».
Тото Гаглоев: «По приказу №5 с частью отряда я перешел на юг через Дзомагский перевал. Другая часть под командованием Архипа Джиоева перешла через перевал Зикара. При переходе через снежные вершины наши бойцы проявили необычайную выносливость… На рассвете 4 марта я со своими бойцами занял село Кехви, обезоружил меньшевиков и взял до 30 винтовок с патронами. Отряд Архипа Джиоева завязал бой с меньшевистским отрядом у села Кемерта, закончившийся к вечеру поражением противника. Ночью мы установили связь с Цхинвалом и Корнисским районом, а утром на рассвете вошли в Цхинвал».
Саму Грузию, к слову, от меньшевиков освобождала 11-ая Красная Армия. Грузинские воинские подразделения, встретив равного противника, после незначительного сопротивления в спешке стали покидать позиции и отступать. Тифлис сдался практически без боя. Только учащиеся офицерского училища – юнкера дали небольшой бой наступающим красноармейцам в пригороде грузинской столицы. Регулярные же грузинские воинские подразделения, которые прославились лишь уничтожением целых сел в Южной Осетии, бежали.
Однако вернемся к 5 марта 1921 года. Рано утром Цхинвал был освобожден. Был избран Временный революционный комитет Южной Осетии, в состав которого вошли Бидзина Кочиев, Ольга Плиева, Тото Гаглоев и Соломон Хаханов. Вскоре к Цхинвалу со стороны г. Гори подошли и кавалерийские подразделения Красной Армии. В связи с датой освобожденияЮжной Осетии вызывает сожаление тот факт, что никто из правительства меньшевиков, устроивших геноцид южных осетин и после благополучно перебравшихся во Францию, так и не был привлечен к суду.
Впрочем, некоторые из рядовых участников преступлений все же понесли заслуженную кару. Впервые обстоятельства дела о событиях лета 1920 года, и в частности, о расстреле 13 коммунаров рассматривались 5 декабря 1921 года. Следствие вел следователь отделения №3 грузинского чрезвычайного комитета – ЧК Александр Гинкулов. Под следствием находилось 20 человек, еще 12 человек были в бегах, пятеро из обвиняемых к этому моменту были мертвы. Среди содержавшихся под арестом члены меньшевистской гвардии, священник и врач, принимавшие прямое или косвенное участиев казни коммунаров.
Повторное следствие прошло в марте 1923 года. Здесь следователь ЧК Захарий Машкевич предъявил обвинения оставшимся в живых участникам расстрела, вина которых к тому времени была доказана: Гогия Касрадзе, Сандро Гогинову и Ила Майсурадзе. В материалах следствия сотни страниц показаний. И за каждой строкой свидетельств очевидцев проступает трагедия коммунаров минута за минутой.
…После того, как грузинская меньшевистская гвардия 12 июня 1920 года ворвалась в Цхинвал, на улицах города началось уничтожение осетин. В каждый дом осетинской слободки, где компактно проживали осетины (ныне район улиц К. Маркса и М.Туганова) врывались каратели. Практически все мужское население осетинской национальности было убито. В живых остались только те, кто успел укрыться или отступить вместе с повстанцами в горы.
В ходе боев в плен попало 13 участников сопротивления. Уже сам факт того, что меньшевики кого-то взяли в плен, вызывает удивление. Но очевидно, что командованию меньшевистской гвардии необходимо было устроить показательную казнь, чтобы убить у людей всякое стремление к сопротивлению.
Пленные коммунары, среди которых был и 16-летний подросток, содержались в одном из подвалов дома рядом со зданием нынешнего Комитета по делам молодежи. В три часа ночи 20 июня их вывели из подвала, и повели в восточном направлении из Цхинвала. Пленных вывели на плато, возвышающееся над Цхинвалом. Здесь уже находились врач Вацлав Херш и священник Алексей Кванчахадзе. Было объявлено, что коммунары приговариваются к расстрелу. При этом пленных пытались силой заставить самих рыть могилу. Но, несмотря на то, что людей начали бить прикладами, коммунары отказались брать в руки лопаты…
После того, как священник формально предложил всем осужденным покаяться, началась казнь. Коммунары были поставлены в две шеренги, на расстоянии 25 шагов от расстрельной команды. Один из них Андрей Джиоев обратился с речью к своим палачам, призывая их не совершать преступления. Он был убит первым. По пленным был дан залп. При этом один их коммунаров, подросток, сумел вырваться, попытался убежать, но был настигнут конным гвардейцем и застрелен. После этого, людей стали добивать одиночными выстрелами.
В материалах следствия много зловещих свидетельств о сущности палачей. Ведь многие из них были в приподнятой эйфории от содеянного и ощущения безнаказанности. Так, Гогия Касрадзе хвастался во время одного из застолий, что лично застрелил девятерых коммунаров и в пьяном угаре целовал дуло своего нагана. Другой палач Ила Майсурадзе обещал после осетин приступить к истреблению армян. Свидетели приводили слова священника Кванчахадзе, который в истерике кричал во время расстрела: «Бей коммунистов и осетин».
В процессе следствия были доказаны и другие факты зверств обвиняемых. Ведь на их совести было не только убийство коммунаров, но и простых жителей Цхинвала и окрестных сел, грабежи и изнасилования.
…Тема геноцида осетин не должна предаваться забвению, даже с учетом последующих событий новейшего времени. Более того, геноцид 1920 года должен стать свидетельством националистической сущности властей Грузии, которая не меняется во времени.
Говоря о попытках фальсификации очевидных фактов новейшей истории, Л.Тибилов в своем Послании к народу и Парламенту РЮО сказал о намерении Международного Уголовного Суда в Гааге, принять к рассмотрению исковое заявление Грузии, в котором события в Южной Осетии в августе 2008 года, вопреки документально подтвержденным фактам, пытаются перевернуть с ног на голову, и агрессором представить не Грузию, а Россию. «При этом неуклюже умалчивается о более сотни тысяч изгнанных ими осетин. Считаю важным демонстрацию международному сообществу истинного лица «грузинской демократии», – отметил Президент. – В этой связи обращаюсь к Парламенту, и прошу провести подготовительную работу, после чего инициировать рассмотрение Государственной Думой Российской Федерации вопроса о признании геноцида юго-осетинского народа, осуществленного Грузией в 1920, 1989-1991 и 2008 годах».
Насколько нам известно, в рамках мемориализации геноцида 1920 года дано поручение подготовить масштабное исследование по преступлениям против народа Южной Осетии. Предполагается, что над изданием будет работать коллектив авторов. Однако, как показал опыт создания учебника истории, коллективное авторство не всегда бывает продуктивным. Поэтому, возможно, создание документального исторического труда надо поручить одному исследователю.

Р.Кулумбегов
Фото из архива газеты «Республика»
Газета «Республика»