Кто есть кто среди НКО?
Руководством Республики было принято решение ежегодно выделять из государственного бюджета средства для финансирования проектов некоммерческих организаций (НКО). Как неоднократно отмечал Президент Южной Осетии Леонид Тибилов, в целях недопущения иностранной финансовой зависимости наших неправительственных организаций, а также для поддержки социально ориентированных негосударственных проектов государством будут приняты меры, включающие среди прочего оказание финансовой поддержки институтам гражданского общества.
Государственное финансирование НКО способно оживить некоммерческий сектор, при условии, что НКО обратят внимание на проекты социальной направленности.
В настоящее время в реестре некоммерческих организаций, зарегистрированных в Министерстве юстиции Южной Осетии, значится 200 организаций. В соответствии с действующим законодательством, регламентирующим создание НКО, все они делятся на политические партии, общественные организации, благотворительные и иные фонды, общественные движения и др. Но условно НКО можно разделить по отраслевому принципу. Секторальный разрез НКО поражает воображение, настолько широко и разнообразно представлены многие сферы деятельности.
Главную движущую силу нашего общества составляют, конечно же, политические партии. На сегодняшний день в Минюсте зарегистрированы следующие политические партии — «Единство», Народная партия, Компартия, «Фыдыбаста», «Ирыстон — сарибары фазуат», «Достоинство и справедливость», «Фидан», «Новая Осетия», «Единая Осетия», «Аланы», «Единство народа», «Родина», «Ныхас», «Справедливость. Труд. Развитие», т.е. четырнадцать партий.
Большое количество зарегистрировано благотворительных организаций. Дей-ствует несколько НКО, направленных на реабилитацию пострадавшего населения — благотворительный фонд «Фонд поддержки раненных в ходе боевых действий на территории РЮО», Благотворительный фонд поддержки пострадавших граждан РЮО в ходе грузинской агрессии «Доброе сердце», Народный форум «Осетия обвиняет», Центр по защите прав погорельцев – «Ренессанс-2008», Общественная организация семей погибших и без вести пропавших в результате грузинской агрессии «Мемориал», общественный фонд «Август».
В числе благотворительных организаций ряд — НКО, по названию которых трудно определить, в какой сфере и каким слоям населения предусматривается оказывать благотворительные акции. Различаются такие НКО лишь по названиям — «Наша надежда», «Созидание», Национальный благотворительный фонд, «Верность», «Амонд».
Несомненным лидером среди НКО являются спортивные организации – их 33. В основном ядро спортивных НКО составляют федерации видов спорта. Там практически все основные виды спорта, как игровые, силовые, так и другие. Есть федерации по достаточно экзотическим и новым для Южной Осетии видам спорта, например, Федерация практической стрельбы и снайпинга. Удивляет, что в реестре есть Федерация бокса, а также Федерация любительского бокса. Различие между профессиональным и любительским боксом понятно, но в таком случае следовало внести ясность путем уточнения в названиях федераций. Тем более что профессионального бокса, как и спорта в целом, в Южной Осетии нет. Также трудно понять, чем отличается Федерация кекусинкан карате-до от Юго-Осетинской национальной федерации Ояма Киокушинкай карате-до.
Много НКО по силовым видам спорта — Федерация полноконтактного рукопашного боя, Спортивная федерация армейского рукопашного боя, Федерация рукопашного боя, Федерация функционального многоборья.
В целом обилие спортивных НКО и федераций может создать впечатление о развитой спортивной отрасли в республике. Однако в Южной Осетии не проводится, к примеру, чемпионат республики по футболу и другим игровым видам спорта среди взрослых. В 2001, 2002 и 2003 годах прошло три чемпионата Южной Осетии по футболу, вызвавшие небывалый интерес среди болельщиков. Помнится, финальный матч одного из чемпионатов между командой КГБ и «Проне» (Знаур) прошел при полном аншлаге зрителей. Трибуны были полны сотрудниками силовых структур, которые пришли поболеть за своих коллег, и жителями Знаурского района. Такого аншлага болельщики со стажем не припомнили еще с конца 1980-х годов, когда цхинвальский «Спартак» играл в чемпионате ГССР.
За последние годы в стране появилось много СМИ, это касается, конечно, в основном интернет-сайтов министерств и ведомств. И развитие СМИ, по странному стечению обстоятельств, не дало толчок к появлению общественных организаций в медиа-отрасли. Одним из старейших НКО является «Журналисты за права человека». В прежние годы это НКО вело активную деятельность, но в последние годы заметно сдало позиции. Кроме него, в реестре значатся радиостанция «Южный город», Центр информационных технологий «Интеллектуальные ресурсы», а также общественный фонд Медиа-центр «ИР», который в последние годы стал одной из главных площадок Республики по обсуждению вопросов внешней и внутренней политики.
Немало в реестре организаций в области экономики. Правда, неправительственное экономическое сообщество пока не явило народу реальных результатов своей деятельности. Количество экономических НКО в последние годы увеличилось за счет создания Ассоциации виноградарей и виноделов, а также Центра социально-экономического сотрудничества с ДНР и ЛНР «Перспектива», который по мере укрепления отношений Южной Осетии с двумя республиками Донбасса имеет неплохую перспективу развития.
В нашем обществе нет масштабного запроса на культуру. Это и объясняет небольшое количество НКО в области культуры. Это — Республиканский общественный фонд Коста Хетагурова, Художественная галерея «ARVERON», фонд культуры им. А.Галати, Культурный фонд «Арт», благотворительный фонд по восстановлению и сохранению памятников культурного и природного наследия «Курдалагон» и Союз кинематографистов. Из упомянутых НКО на слуху «Курдалагон», который реализует проекты по восстановлению и сохранению памятников.
Национальные общества представлены организацией русского населения «Россы», Центром возрождения еврейской культуры «Шалом» и национально-культурным центром по связям с соотечественниками «Славутич».
Несколько организаций создано и медиками Республики. Это, кстати, заслуживает похвалы. Медицинские работники все внимание и силы уделяют реальному оздоровлению нации на государственном уровне. И развитие медицинской отрасли опосредованно повлияет на здоровье нации, оставляя медицинским НКО какие-то формальные, вместе с тем полезные функции. Тем не менее, медицинским работникам никто не запрещает объединяться в организации, которые представлены Ассоциацией независимых фармацевтов, ассоциацией медсестер, ассоциацией медицинских работников РЮО, организацией «Здоровье нации», Югоосетинским обществом слепых.
Большое количество силовых структур и вынужденная милитаризация сознания населения, вызванная как агрессией Грузии, так и необходимостью создания силовых ведомств, также оказала влияние на рост числа военно-патриотических НКО. В отдельный союз, к примеру, объединились кавалеры Ордена Уацамонга, ветераны войны в Афганистане, добровольцы Отечественной войны Республики Абхазия «Нарт», союз защитников Осетии. Есть организация с претенциозным названием Союз патриотических сил. Если подходить к этому вопросу с юмором, то получается, что другие военно-патриотические организации, как и весь реестр, относятся к непатриотическим силам.
Правами женщин занимаются Республиканский комитет женщин, Социально-экономический женский центр «Зарина», Лига женщин «Во имя будущего».
Молодежный сектор тоже не может похвастать многочисленностью. В реестре всего пять молодежных организаций. Не спешат объединяться в многочисленные НКО юристы. Их всего 4: Адвокатская палата Южной Осетии, и три коллегии адвокатов — «Защита», «Фемида» и «Гарант».
Пассивность в деле создания НКО проявляют жители районов Республики. В реестре всего лишь две организации с привязкой деятельности в субъектах республики — Центр социальной реабилитации пос. Дзау и Дзауского района, а также Совет старейшин Дзауского района.
Критическая ситуация с НКО в области политики. К примеру, в России большое количество НКО, фондов и Центров, занимающихся политическим анализом текущей ситуации в области внешней и внутренней политики. В Южной Осетии этими важными вопросами занимаются Академия социологического анализа, Институт стратегического развития, Центр экспертного содействия.
В области образования и науки НКО можно пересчитать на пальцах руки, в частности, Ассоциация преподавателей русского языка и литературы и Ассоциация учителей. Практически нет НКО в области экологии и охраны окружающей среды, — несомненно важном направлении. Да и числящееся в реестре НКО в этой сфере связано больше с потреблением, нежели защитой и охраной окружающей среды — Общество охотников и рыболовов.
Кроме этого, в реестре НКО есть профсоюзные организации, ветеранские организации, региональные отделения политических партий, организации инвалидов, югоосетинское казачье общество и другие организации.
Общее количество НКО в Республике внушительно. Если хотя бы половина НКО, зарегистрированных в Министерстве юстиции, осуществляла деятельность на 50%, глядишь, наша жизнь была бы гораздо лучше и интереснее. И побудительным мотивом для активизации деятельности общественных организаций, по нашему мнению, может стать решение руководства Республики о выделении финансирования НКО для реализации проектов социальной направленности.
Сармат КОЗАЕВ,
газета «Южная Осетия»