Особенности приграничной жизни — Синагур и Теделет

Жители приграничных сел решают бытовые проблемы с помощью паспортов трех государств, используя один для получения соцвыплат, а два других — чтобы ездить в Россию и Грузию.
ЦХИНВАЛ, 8 апр — Sputnik, Мария Котаева.
Первый вопрос, который обычно задает мужская часть населения приграничного села Теделет водителю рейсового автобуса Теделет-Цхинвал, не угостит ли он сигаретой. В селе нет магазина. Ближайший продуктовый магазин находится от них в пяти километрах разбитой дороги. В этой тихой местности живет 12 семей. Скоротать вечер в гостях у соседа — тоже задача не из простых.
Село «поделено» глубоким рвом на две части, через который нет моста, только перекинутое через него узкое бревно. Помимо магазина здесь нет детского сада, игровых площадок, ближайшая школа в Синагур — в четырех километрах. Часто школьный УАЗик, не вынося испытаний плохими дорогами, ломается и тогда дети преодолевают расстояние до школы пешком.
Экс-премьер министр Южной Осетии Ростик Хугаев уже после ухода с должности построил в селе клуб. Шумных дискотек здесь не бывает. Есть читальная комната и зал для просмотра фильмов. Правда, после пропажи карты спутникового телевидения просмотры фильмов тоже прекратились. Не ловит здесь и местный канал. Судя по записям в библиотечных карточках, последний раз почитать книгу из клуба забирали в 2010 году.
Понятно, что за отсутствием элементарных условий жизни, нехватка читателей в библиотеке — не первостепенная задача.
«Рейсовый автобус до Цхинвала должен был по графику приезжать дважды в неделю. Потом по договоренности с водителем количество рейсов сократили до одного раза. Порой он вообще отказывается приезжать. Говорит, что ради двух пассажиров пригонять автобус не станет. Поэтому надо собираться человек до десяти», — рассказывает местная жительница Эвелина.
Она работает санитаркой в местной амбулатории. С октября прошлого года в амбулатории нет воды.
«Вода сюда подается из большой емкости, которая установлена где-то на холме. То ли шланг порвался, то ли что-то еще, но с тех пор воды нет. Я ношу воду в канистрах с ближайшего родника в километре отсюда, и так мою полы», — рассказывает женщина.
По кристальной чистоте в помещении амбулатории видно, что походы Эвелины до родника и обратно очень часты.
В амбулатории при необходимости медсестра оказывает первую помощь пациенту, а дальше его уже везут в Синагурскую больницу.
«Все необходимые медикаменты тут есть. Раз в месяц лекарства присылают из Цхинвала. В основном у нас люди страдают гипертонией и сердечнососудистыми заболеваниями. Беременные женщины заранее едут в республиканский роддом», — говорит женщина.
С утра она, как и все остальные женщины в селе, топит печь, печет хлеб и ухаживает за домашней скотиной. Местное население держит не менее пяти коров. Помимо заработной платы в три тысячи рублей, Эвелина заготавливает большие партии сыра, и каждый вторник вместе с другими женщинами привозит сыр на продажу в Цхинвал.
«На вокзале наш автобус окружают перекупщики сыра. Мы им сдаем сыр по 250 рублей за килограмм. Разбирают весь сыр», — рассказывает она.
Эвелина знает, что на воскресном рынке в Цхинвале, куда приезжают фермеры со всех районов, сыр стоит гораздо дороже. Она бы с радостью продала свой товар подороже, но автобус из Синагур в город в воскресный день не ездит.
Пока женщины делают сыр на продажу, мужчины заготавливают на зиму дрова и корм для домашней скотины. Осенью они собирают каштан. В местных лесах его растет достаточно много, поэтому урожай каштана — это еще один из дополнительных доходов сельчан.
Из-за близости к грузинской границе в селе проживает смешанное грузино-осетинское население. И браки устроены так же. Муж — грузин, жена — осетинка, или наоборот. Поэтому в брачных узах межнациональный конфликт гаснет. Более того, этот факт используется для того, чтобы иметь сразу по три паспорта — российский, югоосетинский и грузинский. С первым они выезжают в Россию, по второму получают местную пенсию и прилагающийся социальный пакет услуг, ну а последний вместе со специальным приграничным пропуском позволяет им выезжать в Грузию.
Пенсионер Римма Баззаева объясняет, из-за того, что дороги до Цхинвала плохие, а общественный транспорт здесь редкость, легче съездить за продуктами в Сачхере (Грузия).
«Рано утром мы переходим через пункт упрощенного пересечения, который находится на окраине соседнего села Синагур. Прямо за границей грузинское село Переви. Оттуда на автобусе доезжаем до Сачхерского района, и уже там покупаем продукты, овощи и необходимые бытовые предметы. Там дешевле, чем в магазинах Синагура. На все село — два магазина, и те открыли не в самом селе, а на окраине — прямо напротив военной базы, и ценники в три раза дороже, чем в Цхинвале. Поэтому и ездим в Грузию», — объясняет пенсионерка.
В Грузию ездят не только за продуктами, но и получать образование. Несмотря на то, что в синагурской школе помимо русского отделения есть и грузинское, каждый день в школу соседнего грузинского села Переви через границу идет группа школьников. Там образование проходит полностью на грузинском языке. Эта мера позволительна для жителей приграничных сел. Между тем, пока из Синагур в Переви на уроки едут школьники, из Переви в Синагурскую школу едут на работу учителя. Всего в местной школе — 16 учеников. Здесь учатся дети из Теделет, Синагур и Джалабет. В одной школе учатся вместе грузины, осетины и русские (последние — дети российских пограничников). В стенах школы нет места национальным и политическим распрям.
Директор школы Аркадий Бестаев гордится тем, что, несмотря на отдаленность местности, его школа служит примером для многих. Во дворе сельской школы, в окружении гор дети играют в лапту. Девочки, как с картинки советских стенгазет, — в синей школьной форме с белыми фартуками и пышными бантами. На школьной лестнице лежит большой пятнистый пес.
С потолка школьного балкона свисает жестяной колокол. Удар камушком по жестянке оповещает об окончании или начале уроков. Внутри школы свежевыкрашенные деревянные полы.
Вся школа состоит из коридора, двух классных комнат и учительской.
«Стараемся воспитывать детей в духе патриотизма. Школа у нас очень аккуратная, поддерживаем порядок. Национальный уголок указывает на то, что родина для нас превыше всего. На стенах изображения героев Советского Союза. Приезжие гости и официальные лица бывают приятно удивлены творческой подготовкой наших детей и дружественной обстановкой», — говорит директор.
В прошлом году в селах Теделет и Синагур построили новые дома. За ответами на вопросы, для какой категории жителей построены дома, по какой программе и планируется ли дальнейшее строительство, корреспонденты Sputnik отправились в сельсовет. Только двери его были закрыты.

Sputnik Южная Осетия http://sputnik-ossetia.ru/news/20160411/1672653.html#ixzz45VL05IwQ