Руслан Дзаттиаты: Цхинвал в давние времена мог называться городом 37 церквей

Казалось бы, про нашу столицу, город-герой Цхинвал, сказано уже немало, не говоря даже о событиях последних двадцати лет. Немалое количество известных ученых достаточно подробно изучали исторические корни Цхинвала, и на многие основные вопросы, ответы мы вроде бы знаем. Однако довольно часто, если не сказать регулярно, на территории города обнаруживаются древние захоронения, остатки не очень древних, судя по всему, сооружений, подземные ходы и многое другое. На вопросы, возникающие по этому поводу, даже специалисты разных поколений часто дают противоречивые комментарии, а иногда и вовсе затрудняются ответить. При всем при этом тема эта очень интересная и объемная. В очередной раз поднимая ее мы задали несколько вопросов коренному цхинвальцу, известному археологу, доктору исторических наук, ведущему научному сотруднику Северо-Осетинского Института гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева Руслану Георгиевичу Дзаттиаты.

– Руслан Георгиевич, как Вам известно, сейчас в нашем городе приступили к активной фазе замены городских канализационных, газовых, водных и других коммуникаций. В связи с этим, естественно, перекопали практически все улицы города. И в очень многих местах, где в данный момент прокладывают трубы, обнаруживаются подземные строения, захоронения, остатки стен и многие другие свидетельства древних, и не очень древних, поселений. Определенной информацией по той эпохе население, безусловно, обладает, но очень многим хотелось бы знать более подробно о периоде образования нашего города, о том, как он разрастался, про времена ранние, про события позднего средневековья, и даже про времена недавнего коммунистического прошлого, когда город стал застраиваться особенно интенсивно. Некоторые специалисты считают, что лучшие комментарии по этому поводу можете дать именно Вы.

– Не знаю как насчет лучших, но кое-какие комментарии я могу дать, поскольку я коренной цхинвалец, родился здесь, достаточно плотно изучал историю родного края, родной земли, да, собственно, и профессия у меня такая. Немало фактов мне в свое время рассказали представители старшего поколения, воочию видевших восстановление Цхинвала после геноцида 1920 года, когда не только по Цхинвалу, но и по всей Южной Осетии грузинские меньшевики прошлись что называется огнем и мечом. Да и сам я, как представитель своего поколения, многие изменения последнего времени видел собственными глазами.

Когда я родился, город был намного меньше, и там где сейчас проживает достаточно большое количество людей, например на той же улице Героев, тот же ЦАРЗ, и вообще, большая часть современного города, представляла из себя поля, пустыри, сельскохозяйственные угодия, сады и прочее. В детстве мы по этим  территориям  ходили  охотиться на вальдшнепов, забирались в чужие сады, и т.д. и т.п. То есть, то, что сейчас мы считаем в некоторых случая даже центром города, в те времена было глубокой периферией. И это, думаю, помнит еще достаточно большое количество жителей нашей столицы.

Если же обратиться к временам древним, к истокам, то можно с полной уверенностью говорить, что территория современного Цхинвала была населена как минимум с бронзового века, это около трех тысяч лет назад. Более раннего периода археологические памятники и другие свидетельства мне лично не известны, хотя возможность существования таковых, по некоторым причинам, я допускаю. Однако, начиная с периода бронзы, здесь обнаруживаются различные предметы культуры и обихода, особенно в верхней, северной части города. К примеру, это район бывшего селения Дргвис. В тех местах, во время строительства жилых домов, были обнаружены характерные предметы обихода человека эпохи бронзы. Еще более интересные находки были обнаружены на территории бывшей фабрики бельевого трикотажа и в ее окрестностях, в северо-восточной части города. Дело в том, что там при добыче глины обнаруживались древние погребения, предметы из которых, естественно, приносили потом в музей и в научный институт, и впоследствии они получили довольно широкую известность.

– Эпоха бронзы – это довольно ранний период. А какие свидетельства жизни  людей  более  поздних  периодов были найдены на наших территориях?

– Что касается более позднего времени, то и тут находятся различного рода свидетельства. Скажем, в одном из дворов по улице Вассо Абаева, была обнаружена великолепная маленькая статуэтка сантиметров пятнадцать-двадцать высотой. Изображала она парфянского воина. Очень красивая, изящная работа эпохи раннего средневековья. Еще из археологических памятников того времени на территории города можно назвать очень интересную находку по улице Исака Харебова. Сейчас там целый жилой квартал. Так вот, там была обнаружена целая хозяйственная постройка, в которой, что интересно, была расположена неплохо сохранившаяся давильня для винограда, с каменным основанием. В самом конце улицы Энгельса, находили большие, иногда просто очень большие, кувшины для вина. Глубина этих кувшинов, как правило, превышала средний рост человека. То есть, коммерческое, если так можно выразиться, виноделие, видимо, было достаточно хорошо развито. Кроме того, часто находили глиняные саркофаги того времени. А однажды в музей поступили предметы Сасанидского времени. Это пятый-шестой век нашей эры. Мы определяем это в основном по монетам той эпохи (на них характерные надписи, профили царей, и т.д.) и еще по некоторым другим признакам. Династия Сасанидов правила в те времена Ираном, и не только. Границы их владений в Закавказье, в разные времена, доходили почти до самых южных рубежей Главного Кавказского хребта. Эти самые предметы культуры Сасанидов были найдены в могильнике, который был обнаружен на перекрестке современных улиц Сталина и Исака Харебова. Сейчас там жилой дом, а на месте обнаружения могильника – мусорные баки. И смех, и грех, как говорится. Однако, повторяю, в этих местах городские кварталы возникли совсем недавно. Тогда там были, в основном, сады и пустыри.

– А где же, в таком случае, был в те времена сам город? По каким местам проходили его границы? 

– Северо-западные границы города проходили там, где сейчас расположен магазин «Фарн» и Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Это были верхние границы, то есть оттуда вверх и на запад, в основном, город и разрастался впоследствии. Вообще, если уходить еще дальше вглубь веков, то раньше это место представляло из себя крепость, нижние  границы  которой заканчивались чуть ниже того места, где до войны был магазин охотников и рыболовов. А на юге граница естественным образом проходила по реке. Чуть выше, в сторону улицы В. Абаева, на пригорке располагалась церковь, ее остатки хорошо видны даже сейчас. Так вот, она была кладбищенской церковью. От нее вплоть до здания Центральной аптеки, простиралось кладбище. Даже сейчас там можно найти каменные могильные плиты, хотя много из них давно еще были увезены. Большая часть из них пошла на строительство стен здания бывшей исправительно-трудовой колонии. Кощунство, конечно, но тогда времена были другие…

Еще один интересный момент. В этом районе, районе Старого города, проходили подземные ходы, по которым можно было передвигаться не нагибаясь. Этакие катакомбы, по которым, случалось, бродили дети, а иногда даже взрослые. Вообще, именно это место в городе представляет, на мой взгляд, наибольший интерес для археологических работ. Хотя сейчас опять все застраивается. Многие говорят, что нельзя строить. А как же тогда развиваться? Строить надо, просто надо обнаруженные в процессе стройки захоронения сначала раскапывать, изучать подробно, а потом уже застраивать. Во всем мире так и делается. Другое дело если обнаружить большой, оригинальный, непохожий на другие, памятник. Тут уж, думаю, его нужно будет сохранить. Два места в городе, где практически ничего нельзя найти, это современные улицы Комсомольская и Островского, потому что они по всей их длине были руслами небольших ручьев.

– А что Вы скажете о том, что Цхинвал в давние времена носил неофициальное название «город тридцати семи церквей». Действительно ли на такой небольшой территории могло быть такое количество священных храмов?

– Вполне возможно. Я, как историк и археолог, охотно допускаю подобное. Объясню почему. Даже сейчас по всему периметру города Цхинвал можно обнаружить остатки очень большого количества культовых сооружений. Некоторые из них сохранились вполне сносно, а от иных остались только основания, да фрагменты стен. Таких храмов, повторяю, даже на сегодня немало на территории города. Но ведь за столько веков многие остальные сооружения подобного типа могли просто не дожить до наших дней. Это вполне естественно. Так что, возможно и было в нашем городе тридцать семь церквей…

– Можно предположить, что вода в город поступала из Лиахвы, и, судя по всему, жителям города приходилось ее банально носить ручным способом…

– Разумеется, ведь Лиахва в то время была чистая, прозрачная и абсолютно точно пригодная для питья. Но был и другой водопровод. Да, да, именно водопровод. Не сильно похожий на современные, однако и в то время люди дела ли трубы из керамики, небольшими секциями, вставляя их друг в друга. Вода по нему регулярно поступала в город из места всем нам хорошо известного под названием Кусрет. Там было озеро, немного заболоченное, но вода там была тоже чистая и пригодная для питья.

– Бытует  и  такая  версия, что в одно время  город  вообще  располагался на территории современного села Прис?

– Совершенно верно. Действительно, чуть ниже современного села Прис было достаточно большое по тем временам поселение, но это было совсем другое поселение. Название его нам и сейчас прекрасно известно – Згудер. Многие думают, что это своеобразное название кладбища. Да, сегодня мы так называем именно кладбище, но ведь и это обозначение произошло от древнего названия местности, где оно впоследствии образовалось. По историческим меркам еще совсем недавно, в конце позапрошлого века, и даже в самом начале прошлого, там вели достаточно активный образ жизни давние и постоянные насельники этой местности. Но потом, в двадцатые годы прошлого века, после геноцида, когда все осетинские дома в этой местности были сожжены, местные жители оттуда ушли и больше не вернулись. Там и сейчас можно без труда обнаружить остатки тех самых домов и построек. Сейчас, естественно, на данной территории никакие раскопки уже провести невозможно, не будем же мы ворошить могилы, но я уверен, что и там можно было бы обнаружить массу интересного для современного ученого.

Вообще, вся территория Южной Осетии в археологическом плане представляет большую ценность, но даже здесь город Цхинвал занимает особое место. Сейчас у нас мало занимаются научными раскопками, но в будущем, я думаю, наша земля еще многое расскажет. Вполне возможно, что здесь еще очень и очень много неразгаданных тайн, «прочитав» которые можно пролить свет на самые неизведанные страницы нашей истории.

Инал Тибилов, Юго-осетинская газета «Республика»