Герои Осетии: Аслан Агузаров
Так же с друзьями доехал он и до Джавы, на рассвете 8 августа Аслана видел Кулумбеков Мераб, который, знал его с детства, разговаривал с ним, отговаривал его от поездки в Цхинвал. Их было пятеро друзей. Друзья, увидев тяжелую военную обстановку, тоже стали отговаривать Аслана не ехать дальше. Он наказал им оставаться. С ним согласился ехать его близкий друг Алан Кобесов, и они вдвоем уехали в Цхинвал. Аслан все время торопился. Видимо, он очень хотел быть рядом со своими сестрами и братьями в Южной Осетии в такое тяжелое для них время. По приезду в Цхинвал го зарегистрировали и выдали оружие.
9 августа в возрасте 27 лет он погиб, обороняя 6-ую школу, в подвале которого скрывались от обстрелов дети, женщины и старики.
|
Рассказывает Артур Гадзаов:
«Когда пошли грузинские танки, прибежал боец в камуфляжной форме с оружием и закричал, чтобы все спускались в убежище. Все спустились в подвал. Мы с Асланом остались наверху. Он сказал мне, что приехал сюда не прятаться. Попросив меня встать у окна, он сам встал у дверного проема, откуда был виден противник, и мы стали отстреливаться. Аслан с пулеметом стал смело и храбро вести неравный бой против вражеского танка. Он видел, что танк идет на него, но гордость не позволила ему отступить. Он продолжал стрелять.
Когда стали бомбить школу, стала сыпаться штукатурка, все было в пыли. Аслан несколько раз крикнул мне, чтобы я лег под окно, что я и сделал. В этой экстремальной ситуации он думал еще и обо мне. Так он спас меня. Все просматривалось грузинскими танкистами. Прогремел тот роковой выстрел. Вот так в героическом неравном бою Аслан получил ранение. Осколок снаряда попал ему прямо в грудь, а другой осколок порвал артерию левой руки.
Когда прибежали ребята на помощь из подвала, Аслан попросил нас помочь ему по маленькому оправиться. Ребята просили его сделать это под себя, так как его нельзя было трогать из-за ранения, вокруг него была уже лужа крови. Он сразу отказался от этого. На разбитой двери его перенесли в другое помещение, потому что в этой комнате оставаться было опасно. Но он и там отказался от этого: «Скажут, что я от страха это сделал», — прошептал Аслан. Он думал о своей чести, совести и морали. Все ребята были поражены таким его ответом. Этот поступок, совершенный в таком предсмертном состоянии, в котором он пребывал в этот момент, стоит многих высоких наград. За его мужество мы все восхищаемся и гордимся им.
Его кое-как доставили в больницу, где врачи долго боролись за его жизнь — дважды возвращали к жизни. Его поведение во время операции вызывало у врачей восхищение. Он мужественно терпел и смотрел на них, не проронил ни одного слова, так и ушел молча.
Врачи спрашивали, откуда он и как его фамилия. Сказали, что он из Алагира и зовут его Агузаров Аслан. «Он просто герой», — сказал врач в слезах. Особенно не сдерживал слез пожилой хирург Бестаев. Врачи сняли сломанный крест, который носил Аслан, и отдали его друзьям…»
Ни зарплата гендиректора ОАО «Пневмооборудование», ни престижный автомобиль BMW-5, ни пятикомнатная квартира во Владикавказ, никакие другие блага, которые он имел бы в жизни, не остановили Аслана. Он не курил и не пил — все, знавшие его, удивлялись этому.
Думаю, те чувства патриотизма, долга, чести и благородства, которые были заложены в нем — намного выше, приказов, которые получает солдат от командиров. Аслан шел в этот священный бой по зову сердца. В том, что был остановлен чудовищный геноцид осетинского народа, продолжавшийся столетие, есть и заслуга Аслана.
Рассказывает отец Аслана Агузарова:
«Отец солдата» нашел своего сына в Берлине, а мне сына привезли из Цхинвала 9 августа — а горе то одно.
Руководитель штаба ополченцев Зелимхан Ватаев мне несколько раз рассказал в подробностях о героическом поступке Аслана. Он восхищался им.
Мы знаем, что он не спустился в подвал, а помогал женщинам с детьми и старикам. Он всех успокаивал, поддерживал морально, вселял в них уверенность, обнадеживал, рассказывая, что к нам идут на помощь российские войска, которых обогнал у самого въезда в Рокский тоннель.
За свою короткую жизнь у Аслана оказалось неимоверное количество друзей независимо от возраста, чему мы все родственники были очень удивлены. Нам, родителям, Аслан, по воле судьбы, не оставил даже внуков итак ушел в мир иной.
Двухметровый Газаев В.В. — сотрудник ОМОНа г. Цхинвал рассказывал мне и брату про Аслана, не сдерживая слез: «Знакомые и незнакомые, узнав, что я еду в Алагир, просили меня передать нам свои искренние соболезнования. Многие, прожившие десятилетия среди нас, не снискали такую любовь и уважение, какие оставил Аслан после себя за такое короткое время пребывания в Цхивале. Ваш сын был удивительным парнем, будто прилетел с другой планеты. Такую светлую память он оставил о себе».
Чем дальше мы находимся от Аслана во временном пространстве, тем труднее оценить и понять, какой ценой он расплатился, чтобы наконец-то приблизить и осуществить нашу вековую мечту — стать единым народом! Он также в какой-то степени приблизил исход войны.
В ноябре 2008 года после командировки в Цхинвал нашу семью посетила журналистка газеты «Комсомольская правда» Киреева Инна. В свое время она освещала Беслапские события. Она захотела познакомиться с матерью Аслана, так как на следующий день уезжала. Выезжая из Владикавказа в сторону Алагира, на АЗС Алан подал деньги заправщице и сказал Киреевой Инне, что эта девушка тоже знала Аслана. Инна представилась и стала расспрашивать про Аслана. Девушка расстроилась, стала плакать, говорила, что он был очень добрым и внимательным парнем, что не только была на его похоронах, но и потом приезжала на кладбище в Алагир. Его не только уважали, его все любили, говорила она, продолжая плакать. Я попросил сына успокоить ее и спросил, как ее фамилия. Сын сказал, что Бесолова,
Когда мы поехали в Алагир, Инна Киреева говорила, что очень удивлена тем, что увидела и услышала после стольких месяцев ухода Аслана, тем, что люди до сих пор с такой болью воспринимают его гибель. «В Цхинвале я встречалась с ребятами из ОМОНа, с местными жителями, и все меня просили написать обязательно об удивительном, добром и мужественном парне из Алагира, который с улыбкою все время подбадривал, говоря, что к нам идут на помощь, надо держаться», — рассказывала Инна.
Сегодня, в историческое время для нашего народа, для Севера и Юга, Аслан положил свою жизнь на алтарь Отечества, и свеча, зажженная в его честь, будет долго озарять всем нам путь, подобно делу той делегации из Осетии, которую несколько столетий тому назад приняла Екатерина II. Этот поступок Аслана и то осетинское посольство есть звенья одной цепи. Верю, что на его мужественном, отважном и смелом примере будут воспитываться наши дети и внуки в духовном, моральном, воспитательном плане.
Спустя 65 лет после Победы в Великой Отечественной войне, Аслан своим мужественным примером показал всем, что живы традиции героизма. Стоя рядом с его памятником на Аллее Славы столько мужества и героизма пробуждается, что сказать даже трудно. Поступок Аслана на этой войне стал подтверждением мужества и героизма нашего народа. Все, что написано на памятнике Аслану, написано его кровью. Жизнь исчисляется не прожитыми годами, а тем, что хорошего ты сделал для Родины, семьи, близких людей, какой след оставил после себя. И это — главное. За это короткое время у Аслана были только мысли о том, что наше дело правое, что мы победим. С этой уверенностью в победе он ушел от нас.
Спасибо российскому солдату, защитившему Южную Осетию. Десятки русских парней сложили головы за нашу землю.
Из осетин, погибших за наше единство, большинство являлись выходцами из Южной Осетии. Руководство Северной Осетии наградило их медалями «Во славу Осетии». Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты наградил северянина Аслана орденом Уацамонга и обратился с высокой трибуна «Стыр Ныхас» 5 марта 2009 г. к фамилии Агузаровых. «Вы должны знать и гордиться тем, что у вас был такой брат, Агузаров Аслан». Он – один из первых добровольцев, прибывших в Южную Осетию. Он героически погиб, защищая граждан Южной Осетии», сказал Эдуард Кокойты.
Казачий генерал Бондарев В.П. посмертно наградил сотника Аслана Агузарова серебряным крестом. Атаман Аланского казачьего округа Едзиев Х.К. отозвался о казаке-сотнике Агузарове, как о человеке высоконравственном.
В целом оборона Цхинвала и Южной Осетии, несмотря на 20 кратное превосходство грузинских вооруженных сил в количестве военной техники и личного состава, оборона Цхинвала была неплохо организована, как отдельными группировками, так и в целом силами ОМОН и ополченцев. В этом большая заслуга Президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты и министра внутренних дел Миндзаева М.М., генерала баранкевича А.Н и других.
Считаю, что награждение посмертно Аслана Агузарова российским орденом Мужества, стало бы торжеством справедливости и оценкой заслуг его, как гражданина России.
Дзусов Мурат Данилович. Генерал-майор.