Как объявляли рощу Хетага всеосетинским святилищем

Конец 80-х и начало 90-х годов XX столетия были годами тяжелых потрясений в жизни осетинского народа, обнаживших существенные недостатки в морально-нравственном и духовном единении народа. Представители интеллигенции, понимая ход развития общественно-политической ситуации в стране, стали искать формы и методы идеологической работы, которые бы способствовали единению и духовному взаимопониманию нации.
Поиск национальной идеи, будучи характерным явлением для всех демократических процессов, происходивших во всех национальных субъектах и в целом в России, бурной волной накрыло и Северную Осетию. Партии, движения и общественные организации — выразители дум народа, плодились во множественном числе. Говоруны на идеологические темы и политические «лидеры» подсчету не поддавались. Возмутителей спокойствия появилось предостаточно. Тогда же и было создано национально-демократическое движение «Адамон Цадис» — «Народный союз», сыгравший огромную положительную роль в деле сохранения стабильности в республике и исключении противостояния между народом и властью республики. Допущение хаоса было опасно тяжелыми последствиями.
Я стал одним из членов руководства движения. Идеи сыпались как из рога изобилия. Одной из этих идей предусматривалось объявление одного из языческих святилищ всеосетинским, где считалось необходимым проводить всенародные собрания и выносить на суд проблемы, которые давно требовали своего решения как в Южной, так и в Северной Осетии, а отдельные из них были общими. Национально-патриотический дух, коим одномоментно прониклись все, исключал такие понятия, как закон, административно-территориальное деление, уважение и признание интересов и прав других наций.
На суд общественности намеревались выносить проблемы с многовековой историей. Отныне и навсегда народ на своих сходах должен был сам решать свои проблемы. Дело было только за определением места проведения этих национальных собраний. Представители молодежи, входившие в «Адамон Цадис», предложили таким местом определить рощу Хетага, где и провести первый национальный всеосетинский съезд. Шел 1989 год.
Исходя из того, что роща Хетага никогда не была всеосетинским святилищем и что даже сама фамилия Хетагуровых, родоначальником которых по легенде значится Хетаг, не отмечает день ангела, спасшего Хетага, а из поколения в поколение почитает Хохы дзуар — Ангела горы, я предложил провести такое собрание в святилище Мыкалгабыр. Я исходил из того, что святилище Мыкалгабыр — памятник древнехристианской религии, созданный в честь святых Николая и Гаврила, которым поклонялись наши предки и которых почитает каждый осетин как добрых благодетелей и покровителей народа. И самое главное, таким решением я пытался обеспечить долгую жизнь памятнику природы — реликтовой роще Хетага. Но решение было принято с учетом того, что месторасположение рощи выгодно для населения как Северной, так и Южной Осетии по своей доступности и возможности обеспечения надлежащего обслуживания паломников. Молодежь, со своей стороны, гарантировала решение вопросов безопасности в день проведения этого национального собрания.
И тогда, как говорится, пошло-поехало… Объявили сбор тех, кто достойно может представить народ, знает его проблемы и со знанием дела может сказать о них. Собралось около тысячи человек, но не более. Из сел Северной Осетии в рощу приехали старшие, которых знал и уважал народ и которые пользовались у него авторитетом. Из Южной Осетии с аланскими флагами, во главе с Аланом Чочиевым, прибыло много молодежи, поддерживающей национально-демократическое движение «Адамон Ныхас — Народное слово».
Северяне говорили о необходимости усиления борьбы с пьянством и наркоманией, обеспечении надлежащего общественного порядка. Южане на своем собрании говорили о сплочении сил в деле противостояния грузинским национал-экстремистам и о защите суверенных прав республики. После чего были накрыты столы и преподнесены бокалы, коими выразили пожелания новых встреч и обильных застолий. И если народ рассчитывал на скромную встречу, то остатки бывшей на тот момент у власти партийно-советской номенклатуры в этих массовых мероприятиях увидели огромную возможность использования народа в своих далеко идущих амбициозных планах и своим участием в этих собраниях пытались показать свою «неразрывную» связь с ним.
Если ранее власти Северной Осетии проводили карательные мероприятия против лиц, посещавших рощу Хетага, то после июля месяца 1989 года, прикрывшись демократическими лозунгами, решили активно использовать массы, почитающие языческие культы, сугубо в своих интересах. Что удалось и удается ныне властям предержащим.
Было решено широко освещать возможностями СМИ празднование дня ангела покровителя Хетага, обеспечить чистку рощи, провести водопровод, построить дороги, навесы, часовни для освящения жертвенных приношений, а также построить туалеты по всему периметру. Нужно сказать, что туалеты были построены срочно, в экстренном порядке, в результате роща Хетага, вскоре объявленная высшей властью республики национальным святилищем, оказалась обставленной и прикрытой этими «склепами», ярко характеризующими уровень и потребности нашей духовной культуры. В итоге на сегодняшний день роща Хетага стала символом единения власти и народа. Власть почувствовала, что мероприятия, проводимые на природе, более выгодны, чем те, которые проводятся в закрытых залах и без застолий. Нужно признать, что с благоустройством рощи и увеличением посещаемости невероятно повысились суммы пожертвований в капищах, которые затем миллионными суммами «крутились» на счетах Россельхозбанка. Пример деятельности рощи Хетага на духовной ниве подтолкнул отдельных предприимчивых людей к открытию частных святилищ и установлению капищ для сбора денежных средств в своих интересах. А почему бы и нет?
Если раньше собирали скромненько — металлические монеты, то ныне «подкупают» небожителей крупной валютой, в надежде, что им простят их грехи. Но едва ли, ведь ангел, некогда спасший Хетага, не есть всеосетинский покровитель, и поэтому не надо брать грех на душу, объявляя его не только всеосетинским, но и всенародным. Бойтесь греха! — говорили наши предки, а этих грехов у нас набирается столько, что даже при всеобщем отпущении грехов небожители никак не могут их охватить. Никак! Поэтому всем, даже власти, надо знать меру выдумкам в делах со святыми, чтобы не впасть в еще больший и опасный грех.

Вадим Баскаев, редактор газеты «Отчизна»
«Пульс Осетии»