Не мерьте, да немеримы будете

«Мир меняется вокруг нас и не меняться с ним – не правильно. Правильно- меняться».
В.Путин на заседании Госсовета РФ,
январь 2010 г.

К клейму «Варяг» многие из приезжающих в Южную Осетию россиян привы-кают быстро и относятся с юмором — ведь это в преломлении к доброму и, по-своему, родственному отношению к ним звучит совсем незлобно. А если к этому прибавить тосты, которые, без преувеличения, за любым осетинским столом поднимают «За Великую Россию» и нет-нет да и мельком пророненное «Если бы не вы…», то можно сказать, это совсем не обижает. Хотя, признаюсь, впервые услышанное про себя «Варяг», сначала немного покоробило.

За те несколько лет, которые я прожил и проработал в  Южной Осетии, пришлось увидеть и узнать многое. Одно из интересных наблюдений- как метко и точно люди здесь дают прозвища. В одно слово укладывается лаконичная характеристика человека. Прозвище однажды данное людьми, «прилипает» к человеку на всю жизнь и сопровождает его до глубокой старости.

Не секрет, что это правило зачастую распространяется и на «приезжих». На-пример- «Чапаев» — так цхинвальцы прозвали в свое время приезжего главу МВД Михаила Миндзаева. Теперь этот человек, как многие те, кто приезжал и работал в Республике, уже история. Но это было, как и то, что свой след в становлении Министерства внутренних дел Республики он все-таки оставил.

Вспоминаю, как по-доброму относились к «Майрамовичу» (это было второе, «легальное» прозвище Министра внутренних дел) его подчиненные, а также старожилы и обитатели «Дома правительства». Как живо они обсуждали его косноязычность, когда он давал комментарии глубокоуважаемому агентству «Рес» и ГТРК «Ир» по поводу очередного грузинского ночного обстрела. Еще вспоминаю, как потом, после войны, эти же люди обвинили его чуть ли не во всех грехах и стратегических ошибках, допущенных в августе 2008. 

Вспоминаю и Морозова, а также Баранкевича, Лаптева, Чеботарева, Ярового, Бирагова и других – как пишет в своей статье редактор газеты «Республика» — «варягов-временщиков, которых, как  «добра», в Южной Осетии до сегодняшнего дня было в избытке». Не секрет, что за каждым из этих имен стоит свой конкретный вклад в дело становления и укрепления государственности Южной Осетии. Были, конечно, и ошибки, но, в целом, эти люди стояли рядом, плечом к плечу с осетинским народом и вместе с ним шли к тому дню, когда мы все-таки победили и, вопреки всему, выстояли в неравной схватке за независимость и признание Южной Осетии.

Как потом показала практика, им не нужны были ни пресловутые «бюджет-ные» миллиарды, ни желание скупить и захватить в Южной Осетии все, что плохо лежит. Они просто работали, иногда в ущерб собственному здоровью, карьере и благополучию. Покинув Республику, они не захватили с собой эшелоны «добра», не переехали в тайком выстроенные на украденные мил-лиарды «особняки», не стали «королями недвижимости» или олигархами.  Я не хочу обсуждать то, где и с кем они оказались сейчас. Бог им судья. Но я точно знаю- пока эти люди жили и работали в Южной Осетии, они достойно выполняли свой долг, настолько, насколько позволяли опыт, характер и терпение.

Собственно, к чему это я? Да, вот к чему. Прочитал статью в нашей «Респуб-лике» («Всё хорошо в меру» №3-4, январь 2010 г., перепечатка- http://osinform.ru/19401-vsyo-xorosho-v-meru.html) её редактора- Андрея Кочиева и защемило в сердце. Как легко и просто этот человек навесил ярлыки на россиян, которые работали, работают и БУДУТ работать в Южной Осетии.

Статья этого уважаемого человека почему-то оказалась пронизана отчужде-нием и ксенофобией к приезжим российским специалистам. В ней и оценки прошлого, и непонимание нынешнего- всего того, что сегодня происходит в Республике. Редактор газеты, умудрившийся за несколько лет превратить некогда популярный бренд «Молодежки» в заштатную, банальную «газетёнку», смело рассуждает о политике, экономике и будущем Республики. При этом он отмечает, что «…в последние годы, особенно после войны, это «движение» (прим. – т.н. «Варяжская экспансия») приобрело откровенно масштабный характер. «…результаты как оставляли, так и оставляют желать лучшего», и «кроме дельных, правильных, казалось бы, речей, конкретных дел не видно», а для того, чтобы все встало на свои места, он требует услышать «…глас народа Южной Осетии. Его мнение». Оказывается, А. Кочиев так хорошо «промониторил» общественное мнение в Республике, что может смело заявить- «В народе недовольство уже присутствует». Только вот — «варягами» ли недоволен народ?. Не думаю, что народ вообще в курсе, что его мнение приводится как довод против «понаехавших».

Дело в другом. А. Кочиев под мнением «народа» маскирует недовольство определенной группы  номенклатурщиков, годами занимавших высокие по-сты и так ничего дельного на этих постах не «воздвигших». Сегодня, с прихо-дом «медвежьего десанта», А. Кочиев и его сподвижники почувствовали уг-розу своей «непотопляемости». Ведь, несмотря на все попытки провести ка-кие-либо реформы в области, например, республиканских СМИ уже не раз разбивались о простой вопрос «А кто, если не …?». Действительно, кадровый голод в Республике и «зачистка» возможных конкурентов на «дальних подступах», так широко практикуемая до сегодняшнего дня, делали свое дело. Проблему не решал даже факультет журналистики ЮОГУ, выпускающий ежегодно 15-20 молодых подготовленных (смешно звучит, да?) журналистов. Где же эти молодые кадры? Сколько их попадает на работу в СМИ Республики? Сколько там остается? Может, стоило уважаемому редактору А. Кочиеву более серьезно обратить на них внимание пару-тройку лет назад и несколько талантливо-неравнодушных молодых журналистов «вытащили» бы его газету из пропасти непопулярности? Нет. Этого не произошло. Несмотря на «кризис жанра», его газета из года в год продолжала исправно получать финансирование из госбюджета и свой круг подписчиков по принципу «а кто не купит — отключим свет», редактор почивал на лаврах самовлюбленности, а мо-лодые кадры находили себя в местной розничной торговле.

С приходом Бровцева ситуация изменилась. Теперь госфинансирование газете, видимо, не светит. А это значит- ежемесячная зарплата просто за то, что есть такая должность «Главный редактор» выплачиваться не будет и нужно думать, как заработать СВОИ СОБСТВЕННЫЕ деньги, чтобы сделать газету рентабельной. Вот тут-то проблемы и возникли. И стул под редактором закачался. Также, как он закачался и под другими ведущими республиканскими «медиа-лидерами». И вместо того, чтобы подумать, как все-таки начать работать и зарабатывать, редактор А. Кочиев решил «разобраться» старым способом- призвать народ на помощь в оценке деятельности «варягов». Ведь это так удобно- народ его газету не читает, значит- не в курсе, что его именем  ловко жонглируют. А «варяги» всегда могут быть в чем-то виноваты- они же неместные, приехали-уехали, облил их помоями- и ничего, мстить не будут, собрали чемоданы и на вокзал, в Россию. А потом дальше можно спокойно работать «Главным редактором» и, ничего не делая, исправно получать госфинансирование «при естественной, — как пишет А. Кочиев, — деятельной,  но не всепоглощающей помощи России».

Только вот в чем загвоздка- ситуация изменилась. Признание Южной Осетии Россией — это ведь не просто красивый жест в адрес маленькой, но гордой Республики. Это теперь еще и ответственность за все то, что тут происходит. И не потому, что это — «имперские замашки». Теперь это вопрос принципа: война-то кончилась, а что дальше?

А дальше, как заявили российские лидеры уже в августе-сентябре 2008 года- процесс, в ходе которого через пять лет Южная Осетия должна выйти на уро-вень «среднего» региона России. Времени мало, а задач — масса. Вот отсюда и «десанты». Ведь на местные кадры рассчитывать не приходится. Уважае-мый А. Кочиев видимо помнит, как мучительно шел процесс «возвращения» в  Республику ее управленцев после войны. И как вместо того, чтобы засучить рукава и начать восстанавливать разрушенное, «номенклатурщики», подобно скорпионам в банке, начали возню вокруг возможности «припасть».

Сегодняшняя Южная Осетия — это уже не та, что была раньше. От того, как быстро и эффективно в ней будут восстановлены жилье, инфраструктура, система управления, информационная политика и многое другое, что делает государство современным и полноценным, зависит и будущее самой Рес-публики, и авторитет России, как государства, взявшего за это ответствен-ность. Жалко, что югоосетинские «номенклатурщики» этого до сих пор не поняли. А понимать надо. Равно как и то, что назад, в прошлое, уже дороги нет. Сейчас наступил тот самый момент, когда можно стать профессионалом, перенимая опыт и получая поддержку тех, кто уже этот опыт приобрел и с ним приехал работать. Рассуждать по поводу «варягов», дальше плести паутину заговоров и прикрывать свою несостоятельность рассуждениями на тему «понаехали» бессмысленно, так как Осетия стала уж слишком весомым «чемоданом» в политике России, и ее сегодняшнее присутствие в делах Республики необходимо как воздух. То, что становление и развитие Республики будет проводиться руками тех, кто эту республику отстоял и все эти годы был с народом – не вызывает никакого сомнения. Не вызывает сомнения и то, что будущее Южной Осетии в руках ее граждан. А «варяги» — это только плечо друга, на которое сейчас можно и нужно опереться. По-другому и быть не может. Ведь осетинский народ это знает, правда, Андрей?

Варяг Понаехавский