2015 год в сфере образования был достаточно продуктивным и насыщенным, — Натали Гассиева

В интервью ИА «Рес» министр образования и науки Южной Осетии Натали Гассиева рассказал об итогах прошедшего года в сфере образования, а также рассказала о планах на 2016 год.

— Скажите, пожалуйста, каким был уходящий год для Республики в сфере образования?

-Одним из значимых событий в сфере образования в прошедшем году мы считаем подписание, согласно пунктам 10-11 Договора о союзничестве и интеграции между Российской федерацией и Республикой Южная Осетия, Плана мероприятий по оказанию содействия в повышении качества образования в РЮО, оказанию помощи в реализации программ развития осетинского языка и совершенствования изучения русского языка.
Большая работа была произведена совместно с коллегами из Министерства образования Российской Федерации по разработке и утверждению Плана мероприятий по модернизации сети дошкольного и общего образования.
В рамках модернизации поставлены задачи повышения качества и доступности образовательных услуг в Республике, обеспечение устойчивого развития сети образовательных учреждений. План модернизации предусматривает рациональное использование свободных площадей зданий образовательных учреждений, выявление резервов имущественного комплекса образования.
Одной из основных составляющих утвержденного плана мы считаем работу над рациональным использованием кадрового потенциала всей системы образования Республики.
Модернизации предполагает поэтапное создание базовых образовательных учреждений, стажировочных площадок, создание образовательных учреждений типа «школа-детский сад», организацию классов — комплектов в малокомплектных сельских школах и другие мероприятия, направленные на создание условий для соответствия образовательных учреждений Республики современным требованиям.
В 2015 году был также подготовлен и утвержден План мероприятий на 2016-2018 годы по взаимодействию с Северо-Кавказским Федеральным университета, который успешно реализуется в рамках подписанного документа.
Говоря об этапах и значимых событиях прошлого года, следует отметить, что на основании решения экспертного совета Министерства образования и науки, результатов мониторинга по апробации образовательной программы для ДОУ Коллегия Министерства образования и науки РЮО от 24 декабря 2015 г присвоила гриф «Рекомендовано» учебно-методическому комплексу «Малусаг»
За истекший год прошли очень яркие, интересные мероприятия: «Лучший этнографический уголок», «Лучший двор дошкольного образовательного учреждения», конкурсы рисунков и другие запоминающиеся мероприятия, направленные на образование и воспитание подрастающего поколения. Отрадно отметить, что большое количество детей было вовлечено в мероприятия, проводимые в образовательной системе,
Значительно увеличилось количество победителей городских и республиканских предметных олимпиад, участников и призеров конференции «Шаг в науку», один из победителей которой был приглашен в Бельгию для презентации своей работы.
Наши ученики показали высокие результаты и на 12 Международной олимпиаде по русскому языку в Москве, музыкальных конкурсах в Санкт-Петербурге, Сочи и других городах Российской Федерации.
Студенты многопрофильного колледжа на международном конкурсе профессионального мастерства WorldSkills заняли 2 и 3 места, что, конечно же, не может не радовать. Мы уверены, что, согласно мероприятиям Инвестпрограммы на 2016 год, после постройки и соответствующего оснащения необходимым оборудованием новых мастерских колледжа мы станем свидетелями достижений студентов столь востребованного самой жизнью учебного заведения.
Образовательный процесс идет параллельно с дополнительным образованием. В этой связи не могу не отметить плодотворную творческую работу учреждений дополнительного образования: Дворец детского творчества, где каждый ребенок может найти занятие по душе и способностям; Станция юных натуралистов, позволяющая немалому количеству детей прикоснуться к красотам родного края, узнать о разнообразии животного и растительного мира не только по книжкам; Станция юных техников, которая уже не одно десятилетие учит детей основам инженерии и различным ремеслам.
В истекшем году были организованы многочисленные курсы повышения квалификации для учителей-предметников. В этом направлении Институт повышения квалификации предлагает различные формы работы, позволяющие педагогам обмениваться опытом, расширять свои знания. Курсы продолжаются и в текущем году
для преподавателей математики, на которых любезно согласился поделиться своими знаниями проректор по научной работе Юго-Осетинского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор Анатолий Федорович Тедеев. Преподаватели университета активно помогают нам в проведении курсов по географии, математике, русскому и осетинскому языкам. Впервые были организованы курсы для учителей рисования и музыки. Большую поддержку в этом направлении нам оказало Министерство культуры РЮО.
Как известно, образовательный процесс Российской Федерации идет под знаком «Федеральный образовательный стандарт». И так как наши учебники — это фактически учебники российских школ то, безусловно, нашим преподавателям интересно и необходимо знакомиться с тем, как проводятся занятия в школах Российской Федерации. Поэтому преподаватели начальных классов югоосетинских школ были направлены в Северную Осетию, где присутствовали на уроках североосетинских коллег. Думаем, что такая форма обмена опытом весьма продуктивна: планируем в дальнейшем пригласить уже североосетинских коллег на занятия в наших школах.
Боюсь, что в рамках интервью невозможно обозреть весь ушедший год со всеми его достижениями и трудностями, поэтому отмечу только, что образовательная система – это живой организм, которому чужда статичность, и каждый наш маленький шажок вперед мы расцениваем как приближение к главной цели — высокий уровень образования и преподавания в нашей Республике. Понимаем, что идем к этому не всегда гладко, не всегда находим понимание, но путем ошибок и промахом, дающих опыт, а главное, -благодаря четкому представлению о том, для чего мы это делаем, выпускники образовательной системы Южной Осетии, мы убеждены, будут все увереннее и увереннее составлять конкуренцию на мировом рынке труда.

— В 2015 году реализовалась государственная программа по сохранению, изучению и развитию осетинского языка на 2015-2016 годы. Какие мероприятия в рамках данной программы будут реализованы в нынешнем году?

— Хочу подчеркнуть, что Государственная программа по сохранению, изучению и развитию осетинского языка имеет колоссальное значение для Республики, для будущего наших детей. Министерство образования и науки все поставленные задачи по реализации данной программы в 2015 году выполнило. Изданы книги, пособия, иллюстрационные материалы. Мы не только издавали книги в рамках этой программы, но и тиражировали учебники. Для 8-9 классов по осетинскому языку и литературе было тиражировано 1500 экземпляров учебников, а также пособие для учащихся «Литературоведческие термины»- в 300 экземплярах. Были приобретены учебники по осетинскому языку для 10 классов в количестве 540 экземпляров, оснащены и оборудованы кабинеты осетинского языка городских школ. В рамках мероприятий программы была организована научно-практическая конференция «История Осетии, традиции и культура осетин».
Что касается планов по реализации программы в 2016 году, то Министерство образования и науки подготовило перечень соответствующих мероприятий для представления их на заседание Государственной комиссии по реализации Программы по сохранению, изучению и развитию осетинского языка.

— В 2013 году при Министерстве образования и науки Южной Осетии был создан Центр оценки качества образования. Насколько успешно он функционирует на сегодняшний день?

— Могу сказать, что Центр оценки качества образования проводит большую работу по подготовке и проведению аттестации педагогических работников.
Сама аттестация состоит из нескольких этапов: тестирование, мониторинг качества образования и успеваемости детей, посещение открытых уроков, экзамен по современным образовательным технологиям. В 2015 году из 133 подтвердили заявленные квалификационные категории 108 педагогов.
На сегодняшний день 454 педагога представлены к аттестации, которая пройдет в марте этого года. Всю необходимую для подготовки к аттестации информацию каждый педагог может получить в Центре оценки качества образования, где предоставляется возможность апробирования процедуры тестирования на компьютерах.

— В каких школах Республики введены новые образовательные стандарты? Каких образовательных учреждений ещё коснутся данные нововведения в ближайшем будущем?

— Под новым образовательным стандартом понимается совокупность требований, обязательных для реализации основной образовательной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Одним из основных требований стандарта является создание для всех детей одинаковых стартовых возможностей для получения полноценного, соответствующего всем современным требованиям начального образования. И здесь речь идет как о познавательном развитии, так и о духовно-нравственном воспитании учеников, о становлении их гражданской идентичности.
Задачи, стоящие сегодня перед образовательной системой, связаны не с тем, чтобы дать ребенку максимальное количество информации, заученной им на уроках или во время выполнения домашних заданий, а с формированием умений и навыков приобретать знания самому, развивать способности к организации своей деятельности, учить коммуникабельности, проецировать приобретенные знания по одному предмету на другой предмет, т.е. видеть межпредметные связи.
При этом ученики должны иметь возможность отдохнуть между занятиями: предусматривается время для прогулок и экскурсий после занятий по основной программе.
Нужны классы для релаксации, отдыха. В некоторых школах города постарались приспособить для этого отдельные помещения.
Новый образовательный стандарт включает дополнительные занятия, предусматривающие углубленное изучение отдельных предметов. Цель внеурочной деятельности — дополнить и расширить знания, полученные при изучении основного материала.
Информация о новых образовательных стандартах представлена нами довольно схематично, так как требует, наверное, иного формата, нежели интервью, поэтому представлю лишь цифры.
— 16 классов школ города на сегодняшний день работают по новым образовательным стандартам: в СОШ №2 – 5 таких классов, в СОШ №5 – 4 класса, в СОШ №6 – 6 классов, в СОШ №11 – 1 класс.
Новый образовательный стандарт — это веяние времени, которое требует не только фундаментальных знаний, но и динамичного их поиска. К тому же, в школах РЮО используются учебники Российской Федерации со значком ФГОС, где материал подается с учетом вышеизложенных требований к образовательному процессу.
Новые стандарты образования будут вводиться в школах республики по мере их подготовленности к этому. На сегодняшний день классы, работающие по новым образовательным стандартам, обеспечиваются, по мере возможности, соответствующей техникой, интерактивными и магнитными досками и другим оснащением.

— Насколько эффективна, на ваш взгляд, полилингвальная модель образования? В каких школах функционируют полилингвальные классы?

— Полилингвальная и поликультурная модель образования привлекательна по многим параметрам, так как нацелена на высокий уровень владения осетинским, русским, английским языками. Надо учитывать тот факт, что сама идея была продиктована сложившимися реалиями, демонстрирующими низкий уровень владения родным языком на фоне невысоких показателей владения и русским языком. Исходя из вышеизложенного, сама полилингвальная модель заслуживает внимания. Однако учебники, представленные авторским коллективом программы, вызвали немало вопросов у осетиноведов, педагогов и родителей нашей Республики. Согласна, что эти учебники далеки от совершенства, тем более что их содержание выделяет Северную Осетию, не учитывая единое национальное пространство Северной Осетии и Южной Осетии. Не будем останавливаться подробно на всех нюансах активного обсуждения содержания учебников, скажем лишь, что по вопросам полилингвального обучения в Министерстве образования и науки РЮО состоялось совещание, на которое были приглашены преподаватели классов, работающих по полилингвальной программе. Преподаватели имели возможность высказать свое мнение по вопросу целесообразности использования учебников полилингвальной программы в школах республики.
Учителя выделили те учебники, которые представляются им интересными с точки зрения содержания и подачи материала, и те, которые, по мнению учителей, требуют своей доработки, поэтому целесообразнее заменить данные учебники идентичными учебниками других учебно-методических комплектов.
В итоге — сегодня в 10 классах города частично идет обучение по полилингвальной программе.
Учителя Цхинвальского района, работающие по варианту программы с базовым языком обучения осетинским (вся начальная школа района: 30 классов) считают оправданным и результативным обучение по рассматриваемой программе. Об окончательных результатах, отражающих качество образования обучающихся по полилингвальной программе, мы сможем говорить по итогам мониторинга знаний учеников по завершении полного курса начальной школы.

— На каком этапе находится работа по изданию учебника по истории Осетии? Когда их смогут получить учащиеся школ?

— В декабре Юго-Осетинским научно-исследовательским институтом Министерству образования и науки был передан проект учебника. Далее нами были приглашены ведущие преподаватели истории городских школ с целью ознакомления с материалом и последующим представлением своих замечаний и предложений в письменном виде. Каждый из учителей имел возможность ознакомиться с электронной версией учебника.
На основе представленных отзывов отделом национального образования Министерства образования и науки РЮО была составлена соответствующая справка и направлена в Югоосетинский научно-исследовательский институт.
Я думаю, что авторы учебники в настоящий момент работают над текстом и структурой учебника с учетом замечаний и предложений педагогов.
Надеемся, что учащиеся получат учебник по истории Осетии уже к новому учебному году.

— Как вы оцениваете состояние материально-технической базы образовательных учреждений в Республике?

— В целом, удовлетворительно. Тем не менее, это не говорит о том, то все школы находятся, с этой точки зрения, в одинаковых условиях, поэтому Министерство образования и науки прикладывает немалые усилия для того, чтобы в школах создавались все необходимые условия для учебы, и все образовательные учреждения оснащались соответствующим оборудованием, способствующим расширению возможностей для получения научной и образовательной информации.

— Какие работы в текущем году будут вестись по линии образования в рамках реализации Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Южной Осетии на 2015-2017 годы?

— В Инвестрограмму вошло немало объектов образовательной системы РЮО. В 2015 году были построены и вошли в эксплуатацию Детский сад в селе Дменис, школы в селе Корнис, городе Квайса, ремонтные и строительные работы прошли в школах №11 и 12, начались ремонтные работы в пришкольном интернате поселка Ленингор.
Министерство образования и науки адресует слова благодарности Президенту и Правительству Республики за усилия, направленные на внесение в Инвестпрограмму объектов системы образования, за контроль над реализацией запланированных мероприятий.
В планы строительства на 2016 год также внесены здания образовательных учреждений. Большое внимание сегодня уделяется профессиональному образованию, в связи с чем в Цхинвальском многопрофильном колледже будут строиться и оборудоваться мастерские, что позволит повысить качество образования, а также открыть новые факультеты. Будут построены образовательные учреждения в Ленингорском районе Южной Осетии.
Надеемся, что в 2016 году мы будем радоваться и новому корпусу станции юных техников.

Иа «Рес»