Махарбек Туганов: творец непрошедшего времени

«-Ну вот, это другое дело, — сказал Воланд, прищуриваясь, — теперь поговорим. Кто вы такой?
-Я теперь никто, — ответил мастер, и улыбка искривила его рот»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Жизнь выдающегося осетинского художника Махарбека Сафаровича Туганова — явление XX века, которое на протяжении уже многих десятилетий не перестает будоражить умы. И интерес к нему отнюдь не только как к выдающемуся живописцу, графику, талантливому педагогу и исследователю народного творчества. Его биография — это редкий пример неразрывности творческого поиска и человеческого предназначения, образец гражданской требовательности к себе и стойкости подвижника в непростых жизненных обстоятельствах.

В 1901 году М. Туганов стал студентом Петербургской Академии художеств. Он был вторым осетином, после великого Коста Хетагурова, основоположника осетинской литературы и замечательного художника, открывшим ее двери в этом качестве.

Уже будучи зрелым и вдумчивым человеком двадцатитрехлетний Махарбек с радостью окунулся в студенческую жизнь. Среди его педагогов были выдающиеся русские художники Илья Репин, Павел Чистяков, Григорий Мясоедов. Он подружился с Исааком Бродским, Моисеем Тоидзе — впоследствии известными советскими художниками.

Но в настроении М. Туганова постепенно наступает перелом. Его близкий друг художник Акоп Коджоян в воспоминаниях писал: «Мы горячо обсуждали методы преподавания в Академии, которыми Махарбек был очень недоволен и резко критиковал их».

Консерватизм академических порядков, догматизм методов преподавания не оставляли места для поиска и усвоения передовых идей в изобразительном искусстве. «Погоня за одной житейской правдой и пренебрежение к задачам живописным, — объяснял позднее М. Туганов свою позицию, — приводит.. реалистов к безусловной фотографичности, к изображению скучных, неинтересных по краскам и формам сюжетов».

В 1905 году до завершения полного курса обучения он уходит из Академии художеств и едет в Германию. Здесь, в Мюнхене, он поступает в школу знаменитого европейского педагога живописи Антона Ашбе, у которого учились замечательные русские художники И. Грабарь, М. Добужинский, А. Кордовский и В. Явленский. Два года интенсивных занятий по технике рисунка, изучения истории искусств народов Европы и глубокого осмысления роли художника в национальной культуре пролетели незаметно. Затем наступает период создания серии полотен. В духе импрессионизма, увлекавшего его свежестью красок и новизной философии восприятия жизни, Махарбек пишет «Тбау-Уацилла», «Канатоходец в ауле», «Танцы на свадьбе» и создает серию первых пробных образов нартов.

По окончании учебы художник возвращается в Осетию и с воодушевлением пытается реализовать свое новаторское мироощущение. Он открывает во Владикавказе художественную студию. Вместе с местными художниками Вопиловым, Григорьян и братьями Коджоян создает общество художников, организует выставки творческой молодежи.

Его непреходящей любовью остается народное творчеств. Каждое лето М. Туганов отправляется в горы. Он собирает и записывает народные сказания, песни, предания, делает зарисовки старинных башен, картин быта горцев. Он участвует в работе республиканского издательского общества «Ир» рядом с видными общественными деятелями Симоном Такоевым, Харитоном Уруймаговым, Георгием Цаголовым. В публицистических статьях 1909-1917 гг. пишет о беспросветной жизни горцев-бедняков, о несправедливостях, очевидцем которых он становится во время фольклорных экспедиций по Северному Кавказу.

В эти годы окончательно определяется единство его творческого и жизненного кредо как человека и творческой личности, которому он будет верен всю оставшуюся жизнь. В живописи главным героем его картин становится сильный человек, несгибаемый под тяжестью жизненных обстоятельств. Он создает образы народных героев Хасаны и Чермена. Непокоренность обстоятельствам, выражающая социальный радикализм Махарбека Туганова, нашла выражение в таких картинах, как «Генерал Тормасов и пленные вожди-повстанцы в 1810 году», «Защита крепости Кехви революционерами в 1905 году», «Расстрел тринадцати коммунаров в Цхинвали в 1920 году» и др.

Творческое мировоззрение не расходится с жизненными принципами. Принадлежа к знатному роду дигорских баделят, Махарбек, тем не менее, приветствует революцию. Весной 1918 года он раздал свои земли крестьянам, не задумываясь о том, что не оставил для семьи реальных, традиционных средств к существованию. Тлевший на протяжении многих лет скрытый конфликт с сословной средой, к которой он принадлежал по рождению, перерос в открытую форму и привел к полному разрыву не только с фамилией, но и с ближайшими родственниками.

За «отступничество» Махарбеку мстили жестоко. Он превратился в изгоя внутри рода. В него стреляли, и ему чудом удалось избежать смерти. Но и это не сломило его и не отвратило от принципов свободы выбора и поступка.

Весной 1920 года после установления советской власти на Северном Кавказе, художник берется за подготовку молодых художников плаката и карикатуры. Во Владикавказе он в числе людей нового времени, среди которых Михаил Булгаков, Елбасдуко Бритаев, Казбек Бутаев, Хаджимурат Мугуев, Александр Серафимович, Георгий Цаголов и др. В 1923 году М. Туганов оформляет первую сельскохозяйственную выставку во Владикавказе.

Однако работа уже не приносит творческого удовлетворения, и вскоре Махарбек в поисках новых творческих впечатлений отбывает в Баку. К отъезду подталкивают и тяжелые материальные и моральные условия жизни семьи, неприязнь фамилии, которая лишилась (в том числе по его вине, как она полагала) всего, что делало их «хозяевами жизни». Сложными оказались и отношения в сообществе художников, где зависть и интриги против «выходца из баделятского сословия» мешали работе.

Но и в Баку Махарбек задерживается ненадолго. Здесь у него вызревает идея творческой командировки в Туркменистан. Из далекого путешествия М. Туганов возвращается во Владикавказ лишь 1926 году. Он привозит с собой массу зарисовок и заметок о народных преданиях, обычаях и нравах туркмен и азербайджанцев. Но мятущаяся душа художника по-прежнему не находит покоя. И через некоторое время, подталкиваемый различными обстоятельствами, он вновь собирается в дорогу. В 1930 году Туганов переезжает в Южную Осетию.

В Цхинвале деятельная натура Туганова находит широкое поле для деятельности. Он создает художественную студию, которая в 1937 году была преобразована в художественное училище. Стараниями Махарбека это училище работало даже в годы войны, когда половина подобных учебных заведений по всей стране была закрыта. По его инициативе в Южной Осетии открылась в эти годы Национальная художественная галерея при Музее краеведения. В качестве главного художника Юго-Осетинского государственного драмтеатра М. Туганов новаторски и талантливо оформляет постановки пьес «Дуня» К. Хетагурова, «Амран» и «Две сестры» Е. Бритаева, «Нарт Батраз» М. Шавлохова.

Он продолжает писать картины, портреты выдающихся современников. Накопленные знания и множество этюдов, зарисовок народной жизни помогают ему создать эпические образы в картинах «Чермен», «Батраз борется с небожителями», «Народный суд», «Цоппай» и других. Он с успехом занимается педагогической и исследовательской деятельностью. Итогом исследовательского труда всей жизни стала изданная в 1948 году монография «Осетинское народное изобразительное искусство», охватившая памятники осетинской культуры с древнейших времен до XX века.

Современники М. Туганова высоко ценили его вклад в развитие национальной культуры, но официальное признание пришло к нему довольно поздно. Только в 1940 году мастеру было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР. А в 1946 году он удостоился звания народного художника Северной Осетии. 4 июля 1952 года М. Туганова не стало.

Художник ушел из жизни непокоренным. Однако его «борьба с небожителями», с косностью и догмами требовала платы как при жизни, так и после нее. Судьба была жестока к творческому наследию Махарбека Сафаровича. Часть работ художника, отправленная им еще накануне Первой мировой войны в Вену для создания репродукций, пропала. Другая часть погибла во время разгрома его дома в январе 1919 года. Помимо картин, этюдов и зарисовок исчезли ценнейшие записи фольклора, исторические документы, фамильный архив. В 1923 году во время пожара сгорели плакаты и агитационные листовки, созданные в начале 1920-х годов. Во второй половине 1930-х годов в период массовых репрессий многие картины и созданные им портреты исчезли или были уничтожены «по политическим соображениям». В 1945 году во время пожара в Музее краеведения г. Цхинвал погибла часть хранившихся там работ Туганова. Еще раз пришлось спасать наследие художника в 1991 году в период грузино-осетинского конфликта. Спасенные реликвии в настоящее время обрели покой в Художественном музее им. Туганова во Владикавказе.

Далеко непроста посмертная судьба и имени М. Туганова. Оно так и не вписалось в ряды приверженцев «социалистического реализма» и осталось в известном отдалении от официального искусства. Однако в памяти осетинского народа, художник прочно занял место настоящего подвижника, хранителя нравственных и этических традиций национальной культуры.

Махарбек Туганов стал «творцом непрошедшего времени».

Инга ЦОРИЕВА, СОИГСИ имени В.Абаева, Владикавказ

Статья опубликована в сборнике «ГУМАНИТАРИЙ. Сборник научных трудов». Владикавказ, 2007

На фото: Махарбек Туганов — студент Академии художеств (фото с сайта Анахарсис.ру)